20 июля 2022 г. г. Чита

Анализ причин производственного

травматизма в транспортной отрасли, допустивших

рост производственного травматизма в 2021 году

Заслушав информации заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Забайкальском крае Л.В. Ботоевой, начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Забайкальской железной дороги филиал ОАО «РЖД» И.В. Батуева, Комиссия отмечает, что, несмотря на снижение общего количества несчастных случаев на производстве в транспортной отрасли коэффициент тяжести несчастных случаев, остается пока высоким.

Из 32 несчастных случаев на производстве зарегистрированных в Забайкальском крае в 2021 году 6 несчастных случаев приходится на деятельность в сфере транспорта.

По сравнению с 2020 годом в транспортной отрасли отмечается снижение как общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями, так и уровня тяжелого производственного травматизма, однако количество смертельных несчастных случаев увеличилось с 1 до 2.

По уточненным данным в 2020 году в сфере транспорта допущено 8 несчастных случаев, 1 смертельный, 7 тяжелых, в 2021 году из 6 несчастных случаев, 2 смертельных случая, 3 тяжелых, 1 групповой, в результате которого 1 работник погиб, 1 работник получил тяжелые травмы.

По видам (типам) несчастные случаи с тяжелыми последствиями в 2021 году распределены следующим образом: 2 несчастных случая (1 смертельный, 1 тяжелый) произошли в результате дорожно-транспортного происшествия, групповой несчастный случай произошел в результате транспортного происшествия на воздушном транспорте, 1 тяжелый несчастный случай в результате падения пострадавшего на поверхности одного уровня; 1 тяжелый несчастный случай и 1 смертельный несчастный случай в результате падения при разности уровней высот.

За допущенные нарушения законодательства об охране труда, выявленные в ходе проведенных расследований, Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму 2229 тыс. рублей.

На Забайкальской железной дороге, являющейся важнейшей транзитной составляющей Транссибирской магистрали и одной из ключевых транспортных магистралей восточной части России, ежегодно регистрируются случаи производственного травматизма. Так 2021 году 18 человек получили травмы на производстве, из них 11 человек с легким исходом, 5 тяжелым и 2 человека со смертельным исходом.

По видам происшествий и поражающим факторам преобладают падения с высоты – 28%, крушения, аварии – 22 %, падение на поверхности – 17 %, поражение электричеством – 11 %, придавливание приспособлениями – 7 %, дорожно-транспортные происшествия – 6 %.

Для достижения безопасности труда работников Забайкальской железной дорогой утверждены и реализуются программа улучшения условий охраны труда в ОАО «РЖД» на 2021 – 2023 годы, программа мероприятий по реализации концепции «Vision Zero».

Помимо безопасности работников Забайкальской железной дороги, реализуется программа по предупреждению травматизма граждан на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД».

Так в рамках реализации Национальной программы Дальнего Востока на территории Забайкальского края предусмотрено строительство 30 транзитных разноуровневых пешеходных переходов через железнодорожные пути общего пользования. Однако вопрос строительства не решается.

Ежегодно на мероприятия по улучшению условий и охраны труда Забайкальской железной дорогой выделяются и осваиваются более 800 млн. рублей, что составляет 0,77 % от обще годовых затрат по основным видам деятельности. В 2021 году на мероприятия по снижению травматизма освоено более 310 млн. рублей, а на мероприятия по улучшению условий труда более 480 млн. рублей.

Комиссия решила:

1. Принять к сведению информацию Л.В. Ботоевой, И.В. Батуева.

2. Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Государственной инспекции труда в Забайкальском крае в целях профилактики подготовить анализ производственного травматизма за первое полугодие 2022 года с практическим обзором несчастных случаев. Срок до 5 августа 2022 года

3. Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края:

3.1 уделять должное внимание вопросам безопасности труда в транспортной отрасли; Постоянно

3.2 в целях минимизации риска получения травмы гражданами на железнодорожных путях организовать взаимодействие с Забайкальской железной дорогой по вопросу строительства разноуровневых пешеходных переходов через железнодорожные пути общего пользования. Доклад Губернатору Забайкальского края представить до 30 сентября 2022 года.

3. Рекомендовать руководителям муниципальных образований:

3.1 разместить решение краевой межведомственной комиссии по охране труда в СМИ и официальном сайте органа местного самоуправления; Срок с момента получения

3.2 довести решение краевой межведомственной комиссии по охране труда до организаций, осуществляющих деятельность на территории Забайкальского края. Срок при получении

4. Руководителям организаций, осуществляющих деятельность на территории Забайкальского края в соответствии с требованиями трудового законодательства:

4.1 обеспечить создание и функционирование эффективной системы управления охраной труда, с учетом Приказа Минтруда России от 29 октября 2021 года № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда»;

4.2 проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков с использованием Приказа Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» и приказа Минтруда России от 31 января 2022 года № 36 «Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей»; Постоянно

4.3 проводить специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

4.4 вести реестр нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов; Постоянно

4.5 обеспечить информирование работников об условиях труда на их рабочих местах в соответствии с приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия труда», приказом Минтруда России от 17 декабря 2021 года № 894 «Об утверждении рекомендаций по размещению работодателями информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия труда и охрану труда»; Постоянно

4.6 обеспечить своевременное и объективное расследование случаев профессиональных заболеваний работников, несчастных случаев на производстве, учет микроповреждений (микротравм) работников в соответствии с приказом Минтруда России от 15 сентября 2021 года № 632н «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников»; Постоянно

4.7 проводить внутренний контроль (самоконтроль) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права с помощью интернет-сервиса «Электронный инспектор» и Приказа Роструда от 01 февраля 2022 года № 20 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Постоянно

Председатель комиссии И.С. Щеглова

Секретарь комиссии А.В. Степанов