Утверждено:
Постановлением администрации
муниципального района
«Шилкинский район»
№ 543 от 31.12.2019г.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Комплексное развитие сельских территорий муниципального района «Шилкинский район» на 2020-2025 годы
г.Шилка
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации муниципального района «Шилкинский район»
от 31.12.2019 г. №543
ПАСПОРТ
муниципальной программы
«Комплексное развитие сельских территорий муниципального района «Шилкинский район»на 2020-2025 годы»
Ответственный исполнитель программы – куратор программы |
Отдел экономического прогнозирования, мониторинга и развития |
Соисполнители программы |
Отдел развития сельского хозяйства, Управление инвестиционной политики и развития инфраструктуры, Управление образования,Комитет культуры, отдел физической культуры и спорта,ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ», органы местного самоуправления сельских поселений, |
Подпрограммы программы |
Подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения». Подпрограмма «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях»; Подпрограмма «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях». |
Цели программы |
Комплексное развитие сельских территорий муниципального района«Шилкинский район», способствующее повышению благосостояния |
Задачи программы |
Улучшение жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования, с учётом преимуществ сельского образа жизни; повышение уровня занятости сельского населения, содействие созданию новых рабочих мест;повышение уровня комфортности проживания на сельских территориях. |
Этапы и сроки реализации программы |
2020–2025годы. Программа реализуется в один этап. |
Объемы бюджетных ассигнований программы |
Объем финансирования из средств бюджета муниципального района «Шилкинский район» на реализацию программы составляет50781,46 тыс. рублей,в том числе по годам: 2020 год –11429,71 тыс. рублей; 2021 год –8329,71 тыс. рублей; 2022 год –6829,71 тыс. рублей; 2023 год –7904,35 тыс. рублей; 2024 год –10418,99 тыс. рублей; 2025 год –5868,99 тыс. рублей. в том числе по подпрограммам: Подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» 2581,46 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год – 459,71 тыс.рублей; 2021 год – 459,71 тыс.рублей; 2022 год – 459,71 тыс. рублей; 2023 год –424,35 тыс. рублей; 2024 год – 388,99 тыс. рублей; 2025 год – 388,99 тыс. рублей. Подпрограмма «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях» –900,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год – 120,0 тыс. руб.; 2021 год – 120,0 тыс. руб.; 2022 год – 120,0 тыс. руб.; 2023 год – 180,0 тыс. руб.; 2024 год – 180,0 тыс. руб.; 2025 год – 180,0 тыс. руб. Подпрограмма «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» –47300,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год –10850,0 тыс.рублей; 2021 год –7750,0 тыс.рублей; 2022 год –6250,0 тыс. рублей; 2023 год –7300,0 тыс. рублей; 2024 год –9850,0 тыс. рублей; 2025 год –5300,0 тыс. рублей. Финансирование программы осуществляется по принципу софинансирования за счет консолидации средств бюджетов различных уровней и внебюджетных источников. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы |
К 2025 году планируется: Сохранение доли сельского населения в общей численности населения Шилкинского района на уровне не менее 32, 8 процентов 2025 году; достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 60 процентов в 2025 году; повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 6,5 процентов |
1.Характеристика проблемы
Шилкинский район находится в восточной части Забайкальского края. На территории Шилкинского района расположены 3 городских поселения и 11 сельских поселений, в том числе 1 город, 2 поселка городского типа и 34 сельских населенных пункта. Сельские поселения составляют преобладающую часть территории Шилкинского района, на которой проживает треть всего населения района. Сельские территории обладают природным, демографическим и историко-культурным потенциалом. Однако комплекс накопившихся проблем в социально-экономическом, экологическом и демографическом развитии села препятствует его переходу к динамичному устойчивому развитию.
Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
В настоящее время в результате неустойчивого развития сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера находится в кризисном состоянии. Увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Основная масса сельских населенных пунктов характеризуется бытовой неустроенностью. Низкая оплата труда, а также отсутствие рабочих мест при недостаточном уровне оказания социальных услуг, необеспеченность жильем создают для населения, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В общеобразовательных учреждениях, находящихся в ветхом состоянии, обучается более 800 сельских учащихся.
Ухудшается и демографическая ситуация на селе. Естественная убыль
сельского населения за последние годы увеличилась, снижается продолжительность жизни.Преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям рыночных экономических преобразований отечественного производственного комплекса, пагубно отражаются на перспективах оздоровления сельской экономики.
Сельское развитие также сдерживается слабостью институтов гражданского общества и прежде всего местного самоуправления, низкой бюджетной обеспеченностью сельских муниципальных образований, отсутствием системы финансовой поддержки местных инициатив, низкой престижностью жизнедеятельности на селе.
На выход села из кризиса и переход его в фазу устойчивого развития
негативно влияют следующие факторы:
- узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села;
- в настоящее время производственный и социальный потенциал КФХ, ЛПХ и других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно. Владельцы КФХ, ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов, агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами, не налажена эффективная система сбыта продукции, дефицит информации о рыночной конъюнктуре, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции, недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам и др.
- ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и
неэффективность их использования;
- недостаточное кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки на федеральном уровне. Этот метод позволяет взаимоувязать мероприятия Программы, исполнителей, сроки, объемы и источники финансирования,контроль за ходом реализации мероприятий Программы и ожидаемые результаты.
Показателем результативности использования программно-целевого подхода являются позитивные изменения в решении вопросов улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в ходе реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858.В Шилкинском районе по итогам реализации программы с 2006 по 2012 год включительно жилищные условия улучшили 113 граждан, в том числе 76 молодых семей и молодых специалистов. На реализацию программных мероприятий из федерального и краевого бюджета выделено 43,71 млн. рублей. По итогам реализации программы с 2013-2019 год включительно жилищные условия улучшили 65граждан.
Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации Программы «Социального развития села до 2013 года», проведение программных мероприятий оказалась недостаточным. На сегодняшний день в списках на участие в программе стоят 73 участника, желающих улучшить жилищные условия в сельской местности на территории Шилкинского района.
Без дальнейшего использования программно-целевого метода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится, что ставит по угрозу выполнение стратегических задач социально-экономического развития.
Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задачи по устойчивому развитию сельских территорий подкреплена:
-
взаимосвязью целевых установок устойчивого развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;
-
долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению;
-
высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующим привлечения средств государственной поддержки.
В связи с этим, комплексное развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений комплексной программы «Социально-экономического развития муниципального района «Шилкинский район».Сбалансированное развитие, включающее экономический, социально-демографический и экологический аспекты, сельских территорий, позволяющее качественно изменить жизнь сельских жителей, приблизить условия проживания на сельских территорий к уровню городов, и в первую очередь, в части доступности объектов социальной и инженерной инфраструктуры, с 2020 года будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года
№ 696, Государственной программы Забайкальского края и настоящей муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий муниципального района «Шилкинский район» на 2020-2025 годы»
2. Цели и задачи, основные целевые показатели Программы
Цельюмуниципальной программы является комплексное развитие сельских территорий муниципального района «Шилкинский район», способствующее повышению благосостояния сельского населения.
Достижение поставленной цели будет осуществляться с учетом:
комплексного планирования развития сельских территорий, включающего экономический, социально-демографический и экологический аспекты;
стимулирования вовлечения в инвестиционный процесс местных ресурсов, повышения роли местных инициатив и самостоятельности в определении приоритетных направлений развития своих территорий, активизация деятельности сельских муниципальных образований.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
улучшение жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования, с учётом преимуществ сельского образа жизни;
повышение уровня занятости сельского населения, содействие созданию новых рабочих мест;
повышение уровня комфортности проживания на сельских территориях.
Для оценки достижения запланированных целей и задач установлены показатели результативности для муниципальной программы в целом и для каждой из подпрограмм.
3. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Государственная программа реализуется в один этап – 2020 - 2025 годы.
4. Перечень основных мероприятий муниципальной программы
с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов
Перечень основных мероприятий муниципальными программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов представлен в приложении к муниципальной программе
5.Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование муниципальной программы планируется осуществлять по принципу софинансирования за счет консолидации средств бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
На реализацию муниципальной программы дополнительно будут привлекаться средства федерального бюджета в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по направлениям муниципальной программы. В рамках развития форм муниципального-частного партнерства могут привлекаться средства внебюджетных источников. В части строительства (приобретения) жилья с использованием средств социальных выплат, реализации проектов по благоустройству, комплексному развитию сельских территорий
финансирование также будет осуществляться за счет местных бюджетов. Объемы финансирования за счет средств федерального, местного и внебюджетных средств будут уточняться ежегодно в соответствии с заключенными соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, с инвестиционными соглашениями (договорами) с юридическими лицами – инвесторами.
Информация о расходах на реализацию муниципальной программы за счет средств муниципального бюджета в целом и в разрезе подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий отражена в приложении к муниципальной программе.
Объемы финансирования программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке. Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета муниципального района и утверждается Советом муниципального района о бюджете района на очередной финансовый год.
6.Система управления реализацией Программы
Муниципальным заказчиком Программы является Администрация муниципального района «Шилкинский район».
Исполнители программы:
отдел экономического прогнозирования, мониторинга и развития;
отдел развития сельского хозяйства;
Управление образования;
Комитет культуры;
Управление инвестиционной политики и развития инфраструктуры;
отдел физической культуры и спорта,
ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ»,
органы местного самоуправления сельских поселений.
Исполнители обеспечивают:
-
выполнение мероприятий Программы;
-
совершенствование нормативной правовой базы в сфере комплексного развития сельских территорий;
-
формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы;
-
мониторинг реализации Программы;
-
подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации Программы в отчетном году.
Программные мероприятия реализуются в порядке и на условиях, утверждаемых нормативными правовыми актами администрации района, муниципальными нормативными правовыми актами.
Для последовательной реализации программных мероприятий проводится их ежегодная корректировка с рассмотрением итогов.
Куратором реализации программы является отдел экономического прогнозирования, мониторинга и развития, который ежеквартально совместно с соисполнителями программы формирует отчет и информацию о реализации настоящей программы в установленном порядке.
7.Оценка эффективности реализации Программы
Использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельской местности будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы местных бюджетов и обеспечению роста сельской экономики в целом.
Программа носит социально ориентированный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и содействие улучшению жилищных условий сельского населения. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности и наряду с другими государственными мерами содействия улучшения демографической ситуации способствуют увеличению продолжительности жизни и рождаемости в сельской местности.
Оценка эффективности реализации Программы будет рассчитываться посредством сопоставления предусмотренных Программой уровней целевых индикаторов и реально достигнутых результатов с возможностью последующей корректировки мероприятий Программы.
Подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения»
Паспорт
подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения»
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление инвестиционной политики и развития инфраструктуры |
Соисполнители подпрограммы |
отдел экономического прогнозирования мониторинга и развития, Управление образования, Комитет культуры, отдел физической культуры и спорта, ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ», органы местного самоуправления сельских поселений. |
Цели подпрограммы |
Улучшение жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования, с учетом преимуществ сельского образа жизни; |
Задачи подпрограммы |
Обеспечение доступным жильем граждан, проживающих и работающих на сельских территориях. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2020–2025годы. Подпрограмма реализуется в один этап. |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Объем финансирования из средств бюджета муниципального района «Шилкинский район» на реализацию подпрограммы составляет 2581,46тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год – 459,71тыс.рублей; 2021 год – 459,71тыс.рублей; 2022 год – 459,71тыс. рублей; 2023 год – 424,35тыс. рублей; 2024 год – 388,99 тыс. рублей; 2025 год – 388,99тыс. рублей. Финансирование подпрограммы осуществляется по принципу софинансирования за счет консолидации средств бюджетов различных уровней |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы |
улучшение жилищных условий за счет предоставления социальных выплат 45 семей, 28 семей за счет ипотечного кредитования |
-
Характеристика текущего состояния сферы реализации
подпрограммы
Вопрос улучшения жилищных условий всегда остается острым и актуальным. Именно жилищные проблемы становятся одной из причин трансформации российских домохозяйств. На смену классической модели домохозяйства, состоящего из родителей и несовершеннолетних детей, проживающих под одной крышей, приходит либо одиночное проживание, либо проживание с родителями, иными родственниками. Чаще всего семейные пары не могут отделиться от старших родственников по причине отсутствия финансовой возможности.
В рамках программ социального развития села и устойчивого развития сельских территорий гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставлялись социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Участниками мероприятий в муниципальном районе «Шилкинский район» стали 194 семьи.
Жилищные условия сельских жителей, безусловно, улучшаются, однако полностью решить все проблемы в данной сфере не удалось – огромное количество граждан продолжает существовать в недостойных условиях либо не иметь собственного жилья.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит гражданам строить и приобретать на сельских территориях жилые дома, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования по льготной ставке от 0,1 до 3 процентов годовых, и будет способствовать:
улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, не обладающих достаточными собственными средствами;
созданию условий для закрепления граждан для работы на селе;
внедрению льготной сельской ипотеки, что приведет к увеличению вводимых (приобретаемых) на сельских территориях жилых домов.
Комплекс мероприятий подпрограммы предусматривает улучшение качества жизни людей, которые проживают в сельской местности, а также желающих переселиться в село для дальнейшего проживания и трудоустройства.
2. Перечень приоритетов государственной политики
в сфере реализации подпрограммы
Приоритетами государственной политики в сферы подпрограммы являются:
улучшение условий жизнедеятельности сельского населения для формирования необходимой демографической и трудоресурсной базы на сельских территориях;
повышение заселенности сельских территорий, формирование сбалансированной системы расселения, сохранение многообразия типов сельских населенных пунктов и улучшение их жизнеобеспечения.
3. Описание целей и задач подпрограммы
Целью подпрограммы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях.
Для достижения указанной цели необходимо решение задачи по обеспечению доступным жильем граждан, проживающих и работающих на сельских территориях.
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы – 2020-2025 годы. Подпрограмма реализуется в один этап.
5. Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов
Основное мероприятие «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства»
Реализация основного мероприятия предусматривается посредством:
-
Предоставления социальных выплат из федерального, краевого и местных бюджетов на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве, гражданам Российской Федерации, проживающим и работающим на сельских территориях либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории и работать там.
В рамках мероприятия не предусматривается выделение социальных выплат на улучшение жилищных условий на сельских территориях:
гражданам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий на сельских территориях с использованием средств социальных выплат или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Забайкальского края и (или) местных бюджетов, предоставленных на улучшение жилищных условий;
гражданам, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Осуществление основного мероприятия предполагается посредством предоставления субсидий бюджету муниципального района «Шилкинский район» в целях софинансирования расходных обязательств муниципального района, связанных с реализацией мероприятий по улучшению жилищных условий.
-
Предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, или строящим (приобретающим) жилое помещение (жилой дом) на сельских территориях.
Субсидии предоставляются по кредитам (займам), по которым кредитный договор (договор займа) или дополнительное соглашение к кредитному договору (договору займа), связанного с изменением размера платы за пользование льготным ипотечным кредитом (займом) и (или) дополнительного соглашения о рефинансировании, заключены начиная с 1 января 2020 года. Субсидия предоставляется в течение всего срока действия кредитного договора (договора займа).
Право на получение кредита (займа) или подписание дополнительного соглашения о рефинансировании возникает у гражданина Российской Федерации в возрасте от 21 до 65 лет при условии, что срок возврата кредита (займа) по кредитному договору (договору займа) или дополнительному соглашению наступает до исполнения заемщику 65 лет, проживающего на сельских территориях или строящего (приобретающего) жилое помещение (жилой дом) на сельских территориях.
Отбор российских кредитных организаций в качестве уполномоченных банков осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
6. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы
Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы представлены в приложении к муниципальной программе.
7. Информация о финансовом обеспечении подпрограммы
Информация о финансовом обеспечении подпрограммы приведена в приложении к муниципальной программе.
8. Описание рисков реализации подпрограммы, в том числе недостижения целевых значений показателей, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации
Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками в целях минимизации их влияния на достижение целей изложены в разделе 8 муниципальной программы.
Подпрограмма «Развитие рынка труда
(кадрового потенциала)
на сельских территориях»
Паспорт
подпрограммы «Развитие рынка труда (кадрового потенциала)
на сельских территориях»
Ответственный исполнитель подпрограммы |
отдел развития сельского хозяйства |
Соисполнители подпрограммы |
органы местного самоуправления сельских поселений, сельскохозяйственные товаропроизводители муниципального района (кроме владельцев личных подсобных хозяйств); |
Цели подпрограммы |
Повышение уровня занятости сельского населения, содействие созданию новых рабочих мест; |
Задачи подпрограммы |
Содействие занятости и привлечение кадров на село; |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2020–2025годы. Подпрограмма реализуется в один этап. |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Финансирование подпрограммы осуществляется по принципу софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета Забайкальского края и внебюджетных источников. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы |
Обеспечение уровня занятости сельского населения по муниципальному району «Шилкинский район» до 51,9 процентов; снижение уровня безработицы сельского населения трудоспособного возраста по муниципальному району «Шилкинский район» до 30 процентов. |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации
подпрограммы
Основное население Забайкальского края сосредоточено в сельской местности, поэтому в связи с развитием экономики и внедрением в сельскохозяйственное производство современных технологий, агропромышленному комплексу требуется значительное количество квалифицированных кадров.
Отток молодежи из села обострил проблему обеспечения качественной рабочей силой действующее сельскохозяйственное производство.
Развитие аграрного производства сдерживается нехваткой квалифицированных специалистов, что зачастую сказывается на производственных возможностях товаропроизводителей.
В настоящее время потребность в специалистах высшего образования обеспечивается, в первую очередь, выпускниками Забайкальского аграрного института-филиала ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А.Ежевского».
Реализация мероприятий подпрограммы послужит для сельскохозяйственных товаропроизводителей стимулирующим фактором повышения соответствующего уровня и профиля своих работников, привлечения студентов высших аграрных учебных заведений в село для прохождения практики, и дальнейшему их закреплению на сельских территориях по полученным специальностям.
2. Перечень приоритетов государственной политики
в сфере реализации подпрограммы
Приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
улучшение условий жизнедеятельности сельского населения для формирования необходимой демографической и трудоресурсной базы на сельских территориях;
повышение заселенности сельских территорий, формирование сбалансированной системы расселения, сохранение многообразия типов сельских населенных пунктов и улучшение их жизнеобеспечения.
3. Описание целей и задач подпрограммы
Целью подпрограммы является повышение уровня занятости сельского населения, содействие созданию новых рабочих мест.
Для достижения указанной цели необходимо создание благоприятных условий для проживания на сельских территориях.
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы – 2020-2025 годы. Подпрограмма реализуется в один этап.
5. Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов
Основное мероприятие «Содействие занятости сельского населения»
Реализация основного мероприятия путем оказания содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личные подсобные хозяйства), осуществляющим деятельность на сельских территориях, в обеспечении квалифицированными специалистами, предусматривает:
1) возмещение индивидуальным предпринимателям и организациям независимо от их организационно-правовой формы, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), осуществляющим деятельность на сельских территориях, до 30 процентов фактически понесенных в году предоставления субсидии затрат по заключенным с работниками, проходящими обучение в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, ученическим договорам. При этом общий срок предоставления государственной поддержки в отношении каждого работника не должен превышать 60 месяцев;
2) возмещение индивидуальным предпринимателям и организациям независимо от их организационно-правовой формы, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), осуществляющим свою деятельность на сельских территориях, до 30 процентов фактически понесенных в году предоставления субсидии затрат, связанных с оплатой труда и проживанием студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях
высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, привлеченных для прохождения производственной практики.
6. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы
Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы представлены в приложении к муниципальной программе.
7. Информация о финансовом обеспечении подпрограммы
Информация о финансовом обеспечении подпрограммы приведена в приложении к муниципальной программе.
8. Описание рисков реализации подпрограммы, в том числе недостижения целевых значений показателей, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации
Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками в целях минимизации их влияния на достижение целей изложены в разделе 8 муниципальной программы.
Подпрограмма «Создание и развитие инфраструктуры
на сельских территориях»
Паспорт
подпрограммы «Создание и развитие инфраструктуры на сельскихтерриториях»
Ответственный исполнитель подпрограммы |
отдел экономического прогнозирования, мониторинга и развития. |
Соисполнители подпрограммы по основным мероприятиям: «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» «Благоустройство сельских территорий» «Современный облик сельских территорий» |
Управление инвестиционной политики и развития инфраструктуры, органы местного самоуправления сельских и городских поселений; отдел развития сельского хозяйства, органы местного самоуправления сельских и городских поселений отдел экономического прогнозирования, мониторинга и развития, Управление инвестиционной политики и развития инфраструктуры, Управление образования, Комитет культуры, отдел физической культуры и спорта, ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ», органы местного самоуправления сельских и городских поселений |
Цели подпрограммы |
Создание благоприятных условий для проживания на сельских территориях. |
Задачи подпрограммы |
Повышение уровня комфортности жизнедеятельности на сельских территориях. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2020–2025годы. Подпрограмма реализуется в один этап. |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Объем финансирования из средств бюджета муниципального района на реализацию подпрограммы составляет 47300,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год – 10850,0тыс.рублей; 2021 год – 7750,0тыс.рублей; 2022 год – 6250,0тыс. рублей; 2023 год – 7300,0тыс. рублей; 2024 год – 9850,0тыс. рублей; 2025 год – 5300,0тыс. рублей. Финансирование подпрограммы осуществляется по принципу софинансирования за счет консолидации средств бюджетов различных уровней |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы |
Ввод в эксплуатацию 15,5 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктах, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции; реализация 20 проектов по благоустройству сельских территорий; реализация 5 проектов комплексного развития сельских территорий. |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации
подпрограммы
Социальная и инженерная инфраструктура не только обеспечивает удовлетворение жизненно важных потребностей населения, охватывая
все пространство его жизнедеятельности, начиная от условий труда, быта
и заканчивая возможностями организации досуга, получения образования, медицинских услуг, приобщения к культурным ценностям, от которых зависят качество жизни и социальный климат в обществе, но и во многом формирует социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность.
Несмотря на принимаемые в рамках программ устойчивого развития сельских территорий меры по развитию социальной и инженерной инфраструктуры, созданию комфортных условий проживания на сельских территориях, потребность в современных медицинских учреждениях, школах, дошкольных образовательных и культурно-досуговых учреждениях, спортивных сооружениях сохраняется. Многие существующие объекты инженерной инфраструктуры и социальной сферы находятся в неудовлетворительном техническом состоянии либо расположены в неприспособленных помещениях, технические условия которых не отвечают установленным требованиям. Необходимо строительство новых, реконструкция (модернизация) и капитальный ремонт существующих объектов, а также их оснащение современным оборудованием.
Отсутствие реальных действий в этом направлении приведет к дальнейшему износу объектов социальной инфраструктуры, потери кадрового потенциала, снижению способности объектов социальной инфраструктуры удовлетворять потребности сельского населения и к снижению качества жизни населения.
В рамках подпрограммы будет продолжена реализация мероприятия
«Развитие сети автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции», реализация проектов местных инициатив граждан, проживающих на сельских территориях (в рамках мероприятия «Благоустройство сельских территорий»).
Широкий спектр накопившихся проблем села в области улучшения стандартов социальной и инженерной инфраструктуры, доступа населения к государственным услугам позволит реализация инициативных проектов в рамках мероприятия «Современный облик сельских территорий».
2. Перечень приоритетов государственной политики
в сфере реализации подпрограммы
Приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
улучшение условий жизнедеятельности сельского населения для формирования необходимой демографической и трудоресурсной базы на сельских территориях;
повышение заселенности сельских территорий, формирование сбалансированной системы расселения, сохранение многообразия типов сельских населенных пунктов и улучшение их жизнеобеспечения.
3. Описание целей и задач подпрограммы
Целью подпрограммы является создание благоприятных условий для проживания на сельских территориях.
Для достижения указанной цели необходимо повысить уровень комфортности жизнедеятельности на сельских территориях
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы – 2020-2025 годы. Подпрограмма реализуется в один этап.
5. Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов
Основное мероприятие «Развитие транспортной инфраструктуры
на сельских территориях»
Реализация основного мероприятия предусматривает оказание государственной поддержки на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции.
К общественно значимым объектам сельских населенных пунктов относятся расположенные в сельском населенном пункте здания (строения, сооружения), в которых размещены обособленные подразделения организаций почтовой связи, органы государственной власти или органы местного самоуправления, школы, детские сады, больницы, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты или офисы врачей общей практики, учреждения культурно-досугового типа или объекты культурного наследия, здания (строения, сооружения) автобусных и железнодорожных вокзалов (станций), а также железнодорожные платформы и объекты торговли.
К объектам производства и переработки продукции относятся объекты капитального строительства, используемые или планируемые к использованию для производства, хранения и переработки продукции всех отраслей экономики, введенные в эксплуатацию или планируемые к вводу в эксплуатацию в году предоставления субсидии, построенные (реконструированные, модернизированные) на сельских территориях.
Основное мероприятие реализуется Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края путем осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и в объекты недвижимого имущества, приобретаемые в государственную (муниципальную) собственность.
Основное мероприятие «Благоустройство сельских территорий»
В рамках основного мероприятия предусматривается реализация общественно-значимых проектов по благоустройству сельских территорий по следующим направлениям:
1) создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, площадок для занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) организация освещения территории, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений, в том числе с использованием энергосберегающих технологий;
3) организация пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
4) обустройство территории в целях обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения;
5) организация ливневых стоков;
6) обустройство общественных колодцев и водоразборных колонок;
7) обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов;
8) сохранение и восстановление природных ландшафтов и историко-культурных памятников.
Осуществление основного мероприятия предполагается посредством предоставления субсидий бюджету муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, прошедшего конкурсный отбор.
Основное мероприятие «Современный облик сельских территорий»
В рамках основного мероприятия предусматривается реализация проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций), содержащих комплекс мероприятий, источников и объемов их финансирования, характеризующихся конкретными показателями и результатами, включающих:
создание, реконструкцию (модернизацию) и капитальный ремонт объектов социальной и культурной сферы (в том числе дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, учреждения отрасли культуры, спортивные сооружения), социокультурных и многофункциональных центров;
приобретение новых транспортных средств и оборудования для обеспечения функционирования существующих или эксплуатации новых объектов (автобусы, автомобильный санитарный транспорт, мобильные медицинские комплексы, оборудование для реализации проектов в области телемедицины, оборудование для предоставления дистанционных услуг, включая расширение банковских, государственных, образовательных, коммерческих услуг) при условии, что на продукцию Министерством промышленности и торговли Российской Федерации выдано заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации или заключение об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов;
развитие питьевого и технического водоснабжения и водоотведения (строительство и реконструкция систем водоотведения и канализации, очистных сооружений, станций обезжелезивания воды, локальных водопроводов, водозаборных сооружений);
развитие жилищно-коммунальных объектов (строительство блочно-модульных котельных и перевод многоквартирных жилых домой на индивидуальное отопление);
развитие энергообеспечения (строительство, приобретение и монтаж газо-поршневых установок, газгольдеров, распределительных газовых сетей, строительство сетей электропередачи внутри муниципального образования, строительство уличных сетей освещения населенных пунктов (при обязательном использовании энергосберегающих технологий), строительство и оборудование автономных и возобновляемых источников энергии с применением технологий энергосбережения;
развитие телекоммуникаций (приобретения и монтаж оборудования, строительство линий передачи данных, обеспечивающих возможность подключения к сети «Интернет»);
развитие традиционных промыслов и ремесел (строительство Центров народных промыслов и ремесел, строительство и реконструкция подводящей инфраструктуры к объектам организаций народных художественных промыслов, входящих в Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, утвержденный в соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона от 6 января 1999 года № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»).
Осуществление основного мероприятия предполагается посредством предоставления субсидий бюджету муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края по результатам отбора в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций).
6. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы
Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы представлены в приложении к муниципальной программе.
7. Информация о финансовом обеспечении подпрограммы
Информация о финансовом обеспечении подпрограммы приведена в приложении к муниципальной программе.
8. Описание рисков реализации подпрограммы, в том числе недостижения целевых значений показателей, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации
Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками в целях минимизации их влияния на достижение целей изложены в разделе 8 муниципальной программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
К муниципальной программе «Комплексное развитие сельских территорий муниципального района «Шилкинский район» на 2020-2025 годы»
Основные мероприятия, показатели и объемы финансирования муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий муниципального района «Шилкинский район» на 2020-2025 годы»
№ |
Наименование целей, задач, подпрограмм, основных мероприятий, мероприятий, ведомственных целевых программ, показателей |
Единица измерения показателя |
Сроки реализации |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
|||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Итого |
|||||
гр.1 |
гр.2 |
гр.3 |
гр.4 |
гр.5 |
гр.6 |
гр.7 |
гр.8 |
гр.9 |
гр.10 |
гр.11 |
гр.12 |
Цель "Комплексное развитие сельских территорий муниципального района «Шилкинский район», способствующее повышению благосостояния |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
||
финансирование за счет бюджета муниципального района |
тыс. рублей |
х |
Комитет по финансам |
11429,71 |
8329,71 |
6829,71 |
7904,35 |
10418,99 |
5868,99 |
50781,46 |
|
Показатель "Сохранение доли сельского населения в общей численности населения муниципального района «Шилкинский район» |
% |
х |
х |
32,0 |
32,0 |
32,0 |
32,0 |
32,0 |
32,0 |
х |
|
Показатель "Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах" |
% |
х |
х |
4,8 |
5,2 |
5,6 |
5,9 |
6,2 |
6,5 |
х |
|
Задача "Улучшение жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования, с учётом преимуществ сельского образа жизни" |
х |
х |
х |
х |
Х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
Подпрограмма 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" |
х |
2020-2025 |
отдел ЭПМиР,Управление инвестиционной политики и развития инфраструктуры, Комитет по финансам |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
софинансирование за счет бюджета муниципального района,5 % |
тыс. рублей |
х |
х |
459,71 |
459,71 |
459,71 |
424,35 |
388,99 |
388,99 |
2581,46 |
|
Показатель "Количество семей, улучшивших жилищные условия за счет предоставленных социальных выплат" |
единиц |
х |
х |
8 |
8 |
8 |
7 |
7 |
7 |
45 |
|
Показатель "Количество семей, улучшивших жилищные условия за счет ипотечного кредитования" |
единиц |
х |
х |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
28 |
|
Мероприятие 1 "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях" |
х |
2020-2025 |
Управление инвестиционной политики и развития инфраструктуры, Комитет по финансам |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
софинансирование за счет бюджета муниципального района, 5 % |
тыс. рублей |
х |
х |
459,71 |
459,71 |
459,71 |
424,35 |
388,99 |
388,99 |
2581,46 |
|
Показатель "Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих на сельских территориях" |
тыс.кв.м. |
х |
х |
0,763 |
0,763 |
0,763 |
0,668 |
0,668 |
0,668 |
4,293 |
|
Подрограмма 2 "Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях" |
х |
2020-2025 |
отдел ЭПМиР,отдел развития сельского хозяйства, Комитет по финансам |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
софинансирование за счет бюджета муниципального района,5 % |
тыс. рублей |
х |
х |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
900,0 |
|
Показатель "Численность работников, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, по ученическим договорам" |
человек |
х |
х |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
19 |
|
Показатель "Численность студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, привлеченных сельскохозяйственными товаропроизводителями для прохождения производственной практики" |
человек |
х |
х |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
9 |
|
Мероприятие 1 "Возмещение индивидуальным предпринимателям и организациям независимо от их организационно-правовой формы, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), осуществляющим деятельность на сельских территориях, до 30 процентов фактически понесенных в году предоставления субсидии затрат по заключенным с работниками, проходящими обучение в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, ученическим договорам" |
х |
2020-2025 |
отдел развития сельского хозяйства, Комитет по финансам |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
финансирование за счет бюджета муниципального района |
тыс. рублей |
х |
х |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
135,0 |
135,0 |
135,0 |
675,0 |
|
Показатель "Количество сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), заключивших с работниками ученические договоры" |
единиц |
х |
х |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
х |
|
Мероприятие 2 "Возмещение индивидуальным предпринимателям и организациям независимо от их организационно-правовой формы, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), осуществляющим свою деятельность на сельских территориях, до 30 процентов фактически понесенных в году предоставления субсидии затрат, связанных с оплатой труда и проживанием студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, привлеченных для прохождения производственной практики" |
х |
2020-2025 |
отдел развития сельского хозяйства, Комитет по финансам |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
финансирование за счет бюджета муниципального района |
х |
х |
х |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
45,0 |
45,0 |
45,0 |
225,0 |
|
Показатель "Количество сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), несущих затраты на оплату труда и проживание студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, привлеченных для прохождения производственной практики" |
единиц |
х |
х |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
х |
|
финансирование за счет федерального и краевого бюджетов |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
Подпрограмма 3 "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" |
х |
2020-2025 |
отдел ЭПМиР,Управление инвестиционной политики и развития инфраструктуры, отдел развития сельского хозяйства, Управление образования, Комитет культуры, отдел физической культуры и спорта, ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ»,органы местного самоуправления сельских поселений |
||||||||
финансирование за счет бюджета муниципального района на разработку ПСД и софинансирование проектов |
тыс. рублей |
х |
х |
10850,0 |
7750,0 |
6250,0 |
7300,0 |
9850,0 |
5300,0 |
47300,0 |
|
Показатель "Количество населенных пунктов, реализовавших проекты по благоустройству сельских территорий" |
ед. |
х |
х |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
20 |
|
Показатель "Количество населенных пунктов, обустроенных объектами социальной и инженерной инфраструктуры, объектами строительства (реконструкции) автомобильных дорог" |
ед. |
х |
х |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
8 |
|
Основное мероприятие 1 "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях" |
х |
2020-2022 |
Управление инвестиционной политики и развития инфраструктуры |
||||||||
финансирование за счет бюджета муниципального района на разработку ПСД |
тыс. рублей |
х |
х |
5000,0 |
3000,0 |
1500,0 |
2000,0 |
4000,0 |
0 |
15500,0 |
|
Показатель "Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции" |
тыс. км |
х |
х |
х |
0,005 |
0,003 |
0,002 |
0,002 |
0,004 |
0,0155 |
|
Основное мероприятие 2 "Благоустройство сельских территорий" |
Управление инвестиционной политики и развития инфраструктуры,отдел развития сельского хозяйства, органы местного самоуправления сельских поселений |
||||||||||
финансирование за счет бюджета муниципального района на разработку ПСД и софинансирование проектов |
тыс. рублей |
х |
х |
2350,0 |
2250,0 |
2250,0 |
2300,0 |
2350,0 |
2300,0 |
13800,0 |
|
Показатель "Количество реализованных проектов по благоустройству сельских территорий" |
ед. |
х |
х |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
20 |
|
Основное мероприятие 3 "Современный облик сельских территорий" |
х |
х |
отдел ЭПМиР,Управление инвестиционной политики и развития инфраструктуры, Управление образования, Комитет культуры, отдел физической культуры и спорта, ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ», органы местного самоуправления сельских поселений |
||||||||
финансирование за счет бюджета муниципального района на разработку ПСД и софинансирование Проектов |
тыс. рублей |
х |
х |
3500,0 |
2500,0 |
2500,0 |
3000,0 |
3500,0 |
3000,0 |
18000,0 |
|
Показатель "Количество реализованных проектов комплексного развития сельских территорий" |
ед. |
х |
х |
х |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Итого общий объем финансирования муниципальной программы за счет бюджета муниципального района |
тыс. рублей |
х |
х |
11429,71 |
8329,71 |
6829,71 |
7904,35 |
10418,99 |
5868,99 |
50781,46 |