Методические рекомендации
по внедрению новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)
Основные понятия
твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
региональный оператор по обращению с ТКО (далее - РО) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО;
оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов[1];
контейнерная площадка - место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров[2];
коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с ТКО[3].
Ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии»
1. Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?
В России приняты Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 №1039).С 1 января 2019 года обязанность по созданию и содержанию площадок накопления ТКО, определению схемы их размещения и ведение реестра мест накопления ТКО возлагается на органы местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. (Например, юридическое лицо на принадлежащей ему территории самостоятельно создает места накопления и(или) контейнерные площадки. Информация о создаваемых площадках вносится в реестр мест (площадок) накопления).
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то – на порталах субъектов РФ.
2. Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.
3. Каким образом будут производиться начисления оплаты за ТКО?
Оплата за ТКО начисляется в зависимости от количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. Размер платы за новую коммунальную услугу рассчитывается исходя из тарифа и норматива накопления ТКО на одного человека.
,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, человек;
- норматив накопления ТКО, м3/чел;
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу РО по обращению с ТКО, руб./м3.
В случае если человек не проживает по адресу, необходимо предоставить РО документ, подтверждающий проживание по другому месту жительства.
При отсутствие постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
4. Будут ли льготы по оплате услуги по сбору и вывозу мусора? Куда обращаться, чтобы их получить?
На услугу по обращению с ТКО распространяются все социальные льготы, что и на другие коммунальные услуги. Для их получения необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства.
5. Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?
В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. Также с 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.
А вот если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД).
6. Кто несет ответственность за вывоз ТКО с контейнерных площадок?
РО несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз[4].
В случаях, если при погрузки отходов в мусоровоз часть отходов просыпалась, то РО обязан осуществить подбор просыпавшихся отходов, а если захламлена прилежащая территория, то ответственность за ее содержание несут собственники земельного участка либо собственники помещений в многоквартирном доме.
7. Какова ответственность РО за несвоевременный вывоз ТКО?
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, следует административная ответственность (на юридических лиц - штраф в размере от 100 000 до 250000 рублей) и ответственность по Соглашению с Минприроды Забайкальского края.
8. Возможен ли самостоятельный вывоз отходов на полигон ТКО?
Самостоятельный вывоз отходов на полигон размещения ТКО действующим законодательством по обращению с ТКО не предусмотрен. Сбор, транспортировку, размещение ТКО имеет право осуществлять только лицензированный спецтранспорт, управляемый обученным правилам обращения с ТКО персоналом при наличии соответствующего удостоверения и договора с Региональным оператором. Размещение ТКО по договору с организацией, эксплуатирующей Полигон ТКО, запрещено.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
9. За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие компании?
На управляющие организации возложена обязанность по уборке контейнерных площадок.
Кроме того, по решению общего собрания жильцов они могут от имени собственников заключать договоры с РО на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, а также приобретать контейнеры.
10. Почему увеличилась плата за мусор?
Правильнее говорить о выделении данного платежа из общей строки жилищных услуг и появления строки для владельцев индивидуального жилищного фонда. При этом ранее взимаемая плата за обращение с ТКО будет исключена из состава жилищных услуг, что позволит исключить двойную оплату населением одних и тех же услуг.
С 2019 года плата за обращение с ТКО стала коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество), и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.)
11. Необходимо ли заключать договор на вывоз ТКО с РО юридическим лицам? Если да - каким образом будет заключаться договор между РО и юридическим лицом?
РО и собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для РО. РО не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации, положениями.
12. Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?
Да. Заключить договор с РО обязаны все организации (собственники ТКО), у которых образуются твердые коммунальные отходы.
13. Я являюсь собственником двух квартир, но живу только в одной. Почему я должен платить за обе?
Тарифы утверждает региональный орган тарифного регулирования, а порядок оплаты – Жилищный кодекс и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила № 354).
В соответствии с этими правилами и ЖК, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.
При этом можно сделать перерасчёт. Например, если человек находился в отъезде. В этом случае регоператору предоставляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет сумма с учетом этого вычета.
Кроме того, перерасчёт возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. При заключении договора с регоператором по обращению с ТКО нужно предоставить документ, подтверждающий, что зарегистрированный в доме или квартире человек проживает в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения. Полный перечень таких документов – в постановлении Правительства РФ № 354.
14. Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?
Нет, не может. Об этом говорится в №89-ФЗ и в Жилищном кодексе.
В соответствии со статьёй 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.
15. Куда обращаться в случаях, когда некорректно выставлены квитанции?
Если плата за обращение с ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в офис регионального оператора. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. Например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двух, то нужно предоставить справку о количестве прописанных.
Также действует «горячая линия» по вопросам запуска реформы по обращению с ТКО.
16. Будут ли вывезены несанкционированные свалки, и что для этого требуется?
Региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок. После поступления информации о несанкционированной свалке, представители регоператора выезжают на место, составляют акт, фотографируют и определяют координаты. Затем собственнику земельного участка направляется уведомление. Если собственник не ликвидирует свалку собственными силами в течение 30 дней, то региональный оператор обязан убрать ее собственными силами с последующим взысканием расходов в судебном порядке.
17.Где можно оплатить квитанции?
В любом отделении ФГУП «Почта России», ПАО «Почта Банк», ПАО Сбербанк (в том числе с использованием электронного сервиса Себербанк-Онлайн с возможностью подключения функции Автоплатеж), в кассах приема коммунальных платежей (АО «Читаэнергосбыт»).
18". Каким образом будет осуществляться сбор и вывоз ТКО
в частном секторе?
При организованном сборе и удалении ТКО с территории муниципальных образований применяются две системы удаления отходов:
- контейнерная, с несменяемыми сборниками, предусматривающая накопление отходов на контейнерных площадках с перегрузкой отходов для их вывоза из контейнеров в мусоровозы и периодической санитарной обработкой контейнеров на месте;
- бесконтейнерная, предусматривающая накопление отходов в таре потребителей и погрузку отходов в мусоровозы, в том числе самими потребителями услуг. Вывоз производится согласно определенного графика.
19. Какие отходы отнесены к твердым коммунальным отходам (далее – ТКО), обращение с которыми должно осуществляться региональным оператором по обращению с ТКО?
К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Исходя из данного понятия, принадлежность отходов, образующихся от населения, к ТКО определяется следующими критериями:
- образование ТКО происходит вжилых помещениях;
- образование ТКО происходит впроцессе потребления физическими лицами, т.е. в процессе использования, употребления, применения продукции, вещей, благ физическими лицами в целях удовлетворения потребностей;
- кТКО относятся также товары, утратившие свои потребительские свойства впроцессе ихиспользования физическими лицами вжилых помещениях вцелях удовлетворения личных ибытовых нужд.
Обращаем внимание, что шлак от сжигания углей, навоз крупного рогатого скота, конский, мелкого рогатого скота, свиней, помет птичий, строительный мусор не относится к ТКО.
Виды отходов, отнесенные к ТКО, относятся к IV или V классу опасности в силу того, что в составе присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности.
В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора
от 22.05.2017 № 242 в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным
на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:
7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;
7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 39" 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Приказом Росприроднадзора от 28.11.2017 № 566 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2018 № 49762) выделена еще одна группа видов отходов, относящихся к ТКО:
7 41 119 00 00 0 Остатки сортировки твердых коммунальных отходов, отнесенные к ТКО.
20.Относятся ли отходы от уборки территории городских и сельских поселений к ТКО? Что входит в их состав?
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, отходы от уборки городских сельских поселений относятся к ТКО и составляют группу отходов «Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО» (код по ФККО 7 31" 200 00 00 0), которая включает следующие виды отходов:
- мусор и смет уличный;
- мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства;
- отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев;
- отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог;
- отходы от зимней уборки улиц;
- растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками.
Организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются ТКО, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с РО.
21. Каким образом РО будет осуществлять обращение других
видов отходов, в т.ч. строительный мусор?
РО вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Мусор, для вывоза которого требуется отдельный договор, - это, как правило, опасные вещества. Например, радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы, вещества, разрушающие озоновый слой (за исключением случаев, когда такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
Для таких отходов действует специальное законодательство. В нем установлены особые правила транспортировки. Например, перевозчик радиоактивных веществ должен иметь лицензию на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Под строительным мусором понимают отходы, образующиеся в результате строительства, текущего и капитального ремонта зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, не является ТКО. Для вывоза требуется отдельный договор с организацией с соответствующей лицензией.
[1] Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
[2] Пункт 2 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).
[3] Пункт 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
[4] Пункт 13 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).