Каждый человек должен знать все о том месте, где родился и где живет, потому что это наша с вами малая Родина. И мы должны беречь и охранять ее! В нашем районе есть много мест и достопримечательностей, созданных руками человека. Но ничто не может сравниться с первозданной красотой природы Шилкинского района и памятниками, созданными ею.
Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы являются редкие или достопримечательные объекты природы, которые имеют большое научное или культурное значение. К ним могут относиться скалы, пещеры, водопады, источники, многовековые и оригинальные деревья, небольшие участки территории, например горные массивы, ущелья, рощи и т. д.
Основной целью объявления природных комплексов и объектов памятниками природы в Шилкинском районе, является сохранение этих мест в естественном состоянии. Все они, без всякого сомнения, заслуживают внимания и бережного отношения к себе.
Берега таинственной Силькари. Это наша жемчужина - река Шилка. Со своими крутыми лесистыми берегам и быстрым течением — самая красивая река Забайкалья. Шилка образуется от слияния Онона и Ингоды у станции Онон. Территория, относящаяся к бассейну Шилки, в общем гористая, и реки прорезают себе русла в узких ущельях. Горы средневысотные — до 1000 м, покрыты лесом до самых вершин. Межгорные котловины заняты степной растительностью. Есть мнение, что имя Шилка (Шилкан, Шинган, Шилкарь, Силькарь) пошло от монгольского слова «шило», то есть стекло. А от эвенкийского «шильки» значит «узкая падь, узкая дольна». Есть мнение, что Шилку называют так оттого, что река Ингода впадает в реку Онон… Две реки сошлись вместе, то есть сшились между собой.
Белые камни. Находятся в одной из падей окрестностей села Мирсаново. Белые глыбы камней рассыпаны по поверхности земли на склоне горы. В селе Мирсаново у здания сельского Дома культуры установлен памятный знак этому чуду природы.
Борщовочный хребет - находится в правобережье реки Шилка. Тянется вплоть до истока реки Амур. Длина 450 км., ширина 30-35 км. На территории Шилкинского района протяжённость 50 км. На нём находятся археологические памятники Дая и Унда. Самая высокая точка 1498 метров над уровнем моря. Хребет имеет плоский и слаборасчленённый гребень, плоские склоны. В приводораздельной части Борщовочного хребта сохранились фрагменты древней поверхности выравнивания. По склонам встречаются курумы и скальные выступы. Растительность нижней части склонов в основном степная, выше начинает преобладать лиственнично-сосновая тайга, сменяемая кедровым стлаником. Вероятно, хребет получил своё название от деревни Борщёвской (Борщовки), известной с 19 века и расположенной к юго-востоку от города Нерчинска, у юго-западного окончания хребта.
Урочище «Верблюжье горло». История этого места уходит своими корнями в глубину веков. Освоение Забайкалья началось в 17 веке, в это время был основан город Нерчинск. Часто происходили военные конфликты русских с китайцами, которые претендовали на эти территории. В 1689 году к городу Нерчинску подошли китайские послы на военно-речной флотилии с 17 тысячным войском, чтобы запугать русских. В это же время к Нерчинску спешил воевода Ф.А.Головин. Он плыл с русским войском на плотах по реке Шилка, чтобы укрепить нерчинский гарнизон. По дороге он встречал в разных местах китайское войско, и это его насторожило. Он решил появиться в Нерчинске неожиданно и раньше назначенного времени. Проявив военную смекалку, Головин сумел скрыть от китайцев своё войско и подойти к городу незамеченным сухим путём. Вот как это было. Не доплыв до урочища «Верблюжье горло», Головин высадил войско на берег реки Шилка (сейчас это окрестности посёлка Холбон). Позднее там была проложена железная дорога, был построен разъезд, потом разъезд убран. Сейчас это в основном безлюдное место. Для охраны плотов он оставил 300 человек, с остальным войском двинулся к Нерчинску двумя путями. Одна небольшая часть войск пошла прямой дорогой через горы. Другая часть войска прошла через узкое и извилистое урочище «Верблюжье горло» и вышла на московский тракт. Где-то здесь к ним присоединился князь Гантимур со своей конницей в 700 сабель. Пройдя 30 км, они подошли к паромной переправе через Нерчу (сейчас там находится мост), переправились на другой берег и соединились с защитниками Нерчинска. Отряд, шедший от «Верблюжьего горла» по горам, подошел к Нерче и расположился на высоких горах напротив города. Военные манёвры русских напугали китайцев, и они отошли. Эту историю я прочитала в книге Н.Г.Музгина «Родная земля – Забайкалье». Среди жителей посёлка Холбон, что расположен рядом с урочищем, это название не употребляется. Посёлок появился на том месте в 30-е годы 20 века. Внешне формой своей урочище действительно напоминает горло верблюда. Падь, которая находится севернее урочища, называется «Узкое», это название хорошо известно в народе. Вот какие интересные события происходили в окрестностях наших поселений
Галкинские столбы – уникальное чудо природы. Расположены на северо-востоке от села Галкино в пади Аджак. Складывается ощущение, что гряды каменных столбов, расположенные в линейном порядке, созданы руками человека. За столбами расположена сопка, где находятся остатки плиточных могил, которые рассыпаны к западу, вплоть до соседнего села Савино.
«Дарьин хребет» - горный хребет, находится в 1.5 км от села Кокуй-Комогорцево. Любимое место отдыха жителей Шилкинского района. Здесь растёт сосна, лиственница, берёза повислая, осина, ольха, рододендрон Даурский. Каждый год жители района приезжают сюда, чтобы пополнить свои запасы грибами!
Урочище «Далахай», находится в 8 км от города Шилка. Шилкинцы называют это место по-разному - падь, ущелье. Здесь были обнаружены стоянки и могильники эпохи бронзы и раннего средневековья, стоянки эпохи неолита. К слову сказать: плиточные могилы погибли в послевоенные годы, были снесены бульдозером. Тем не менее, это живописное местечко является излюбленным для отдыха местного населения, а в 2014 году именно в пади Далахай проходил традиционный межрайонный рок-фестиваль "Серебряная река".
Гора «Девятая пятница» находится рядом с селом Казаново (2 августа 2020 года в православный праздник Ильин день состоялось освящение православного креста на сопке Девятая пятница, которая находится близ села Казаново. Чин освящения креста совершил настоятель храма апостолов Петра и Павла отец Александр Тылькевич). «Крест трехметровой высоты мы занесли на гору своими руками. Его изготовили из листвяного бруса, который пролежал несколько лет. Это говорит о том, что крест простоит очень долго, так как брус достаточно задубел», — рассказал глава поселения Сергей Бурдинский. А теперь снова экскурс в географию. Смотрим на картах Забайкалья названия гор. И видим, что на картах много гор с названием "Девятая пятница", например у сел: Казаново, Чирон, Усть-Теленгуй, Джида, Аренда, Турга, Кондуй, Тайна, Маньково, Бырка, Батакан, изредка попадается «Десятая пятница» и даже по одному разу есть «Третья пятница», «Одинадцатая пятница» и «Двенадцатая пятница». Более того, из рассказов старожилов, можно узнать, что некоторые горы под названием «Крестовая» и т.п., в старину носили названия «Девятая» или иная «пятница». Так, что же это за «пятницы» были, ни местные жители, в том числе верующие, ни священники пояснить не могут, почему горы назвали «пятницами»?
Ответ, скорее всего, надо искать в апокрифическом «Сказании о двенадцати пятницах» возникшего в раннем христианстве, и в особом почитании в народе святой мученицы Параскевы – Пятницы, покровительствующей в основном женщинам. Как правило, в июле (конце июня) в девятую пятницу после Пасхи, жители села берут с собой небольшой камень, загадывают желание и относят его на гору, где этот камень оставляют, кто умеет, тот молится, обращаясь к Богу. Данный обряд выполняют и старые и молодые. Рассказывают такой случай: одна молодая женщина долго не могла забеременеть и родить ребенка, после совершения описанного ритуала проблема решилась. Еще один народный обряд, в том же селе, в августе, также в пятницу жители села относят плоды первого урожая.
Скалы «Китайская стена», находится в окрестностях с. Казаново. Скальные образования возникли несколько тысяч лет назад, в результате неотектонических движений земной коры. В результате выветривания и природных явлений приняла форму «бахромы». Возраст более 7000 лет.
Луковая гора. Находится на юге Шилкинского района. Расстояние от районного центра города Шилки – около 55 км, от поселка Первомайский – 18 км. Расположено на левом берегу реки Онон примерно в 8 км от слияния его с рекой Ингодой, ниже села Чирон. Свое название получило по одноименному названию выхода скальных пород, образующих крутой, местами отвесный склон сопки, возвышающейся над рекой Онон. Скала сложена крупнокристаллическими гранитами, в значительной степени подверженными процессам выветривания. Часто случаются камнепады. Свое народное название «Луковая Гора» сопка получила из-за лука алтайского, произрастающего на террасах и в расщелинах скал.
Флора урочища представляет исторически сложившуюся совокупность видов. На ее составе отражаются в большей или меньшей степени не только ныне действующие условия среды, но и условия минувших эпох. История Земли и ее растительного мира по-своему отражается в составе каждой флоры.
Реликты (от латинского реликтус – остаточный) – виды растений, входившие в состав прежних эпох и выжившие до настоящего времени. Эти виды являются своеобразными компонентами природы, не свойственными современным природным условиям. Возраст реликтов различается. В зависимости от возраста отложений, в которых найдены остатки того или иного растения, известны реликты мезозойские, третичные, ледниковые и послеледниковые. На территории урочища встречаются третичные и ледниковые реликты цветковых растений.
Последние 65 млн лет длится кайнозойская эра. В настоящее время она подразделяется на три периода: палеоген, неоген и антропоген, но ранее биогеографы делили ее на два периода: третичный и четвертичный. Несмотря на изменения в названии периодов, в названии реликтов сохранилась старая терминология.
В первой половине палеогена господствовал субтропический климат, затем постепенно сменился на умеренный. Для неогена характерно увеличение сухости и медленное похолодание. Между сохраняющимися участками пустынь и лесами существовала полоса переходной растительности, образованной сообществами крупнотравных саванн. Вот почему многие современные ландшафты нашего края так похожи на африканские саванны! Плейстоцен (эпоха четвертичного периода) называют «ледниковой эпохой». Но ледник занимал лишь определенную часть из-за влияния теплой Центральной Азии. Вымерли наиболее теплолюбивые представители флоры, возросла роль горно-степных видов как наиболее приспособленных. Голоцен – послеледниковая эпоха. В голоцене сформировался современный облик растительного мира.
Урочище Луковая Гора можно считать уникальным. На небольшой территории в ходе полевых исследований, проводимых в течение 7 лет, было обнаружено 13 растений, занесенных в Красную книгу Забайкальского края. А в ходе многочисленных маршрутных исследований в период вегетации и цветения цветковых растений нами отмечены 28 родов реликтовых растений, относящихся к 22 семействам, определено 23 вида. Выделены зоны произрастания реликтов: степная, лесная, долина реки Онон. В отдельную зону для изучения выделено абрикосовое кустарниковое сообщество со степным травостоем. Среди зон самой богатой реликтами оказалось абрикосовое кустарниковое сообщество – 22 рода и 19 видов реликтовых растений, степная зона – 16 родов и 13 видов растений, долина реки Онон – 15 родов и 10 видов, лесная – обнаружено всего 8 родов и 4 вида.
Во флоре урочища Луковая Гора третичные реликты преобладают над ледниковыми – 19 видов третичных и 10 видов ледниковых. Среди третичных наиболее нам известны: абрикос сибирский, ильм приземистый, смородина двуиглая (тараношка), лилия карликовая (кудрявая саранка), лилия пенсильванская (красная саранка), молочай Фишера (мужик-корень), пион молочноцветковый (Марьины коренья), ландыш Кейске, полынь Гмелина (стародуб), стеллера карликовая (спички), незабудка, рододендрон даурский (багульник) и др. Среди ледниковых: дендрадема Завадского (белая ромашка), эдельвейс, астра альпийская (голубая ромашка), мак голостебельный (желтый мак), пятилистник кустарниковый (курильский чай) и др.
Из 13 растений, произрастающих в урочище и занесенных в Красную книгу, 7 видов являются реликтами: абрикос сибирский, ландыш Кейске, лилия пенсильванская, лилия карликовая, луносемянник даурский, молочай Фишера, пион молочноцветковый. Все они являются третичными реликтами. Статус 3, редкий вид имеют ландыш Кейске и луносемянник даурский, остальные краснокнижники имеют статус 2 как уязвимые виды. Молочай Фишера является не только реликтом, но и эндемиком, на территории нашей страны он встречается только в Забайкальском крае.
Среди лимитирующих (ограничивающих проявление жизнедеятельности) факторов главным является антропогенный: хозяйственная деятельность, пожары, рубка леса, сбор на букеты, заготовка лекарственного сырья. Биотические факторы можно выделить для луносемянника даурского – редкость женских экземпляров, что затрудняет семенное возобновление, а для молочая Фишера — полное отсутствие вегетативного размножения, медленное семенное возобновление.
Антропогенная нагрузка в местах произрастания реликтовых растений колоссальная. Регулярно на территории урочища пасется многочисленное стадо скота села Чирон. Располагаются два садово-огороднических товарищества: «Багульник» и «Черемушки», «дикие» свалки от которых образуются стихийно и повсеместно по всему урочищу. Большой проблемой остаются весенние лесные и степные пожары. В жаркую солнечную погоду, в летние выходные дни берега реки Онон становятся зоной отдыха детей и взрослых. В августе-сентябре дачники отправляются в сосняки и березняки за урожаем грибов, а берега реки – излюбленные места рыбаков-любителей.
Поскольку любой вид всегда является компонентом какой-либо экосистемы, а уникальные экосистемы всегда включают какие-либо редкие виды (реликтовые, исчезающие, эндемичные), видовая охрана редких растений должна осуществляться в основном через охрану экосистем. Наиболее действенную охрану редких, реликтовых и эндемичных растений осуществляют особо охраняемые природные территории, в первую очередь, заповедники. Но в Шилкинском районе, в котором богато представлены уникальные сообщества с реликтовыми, исчезающими, эндемичными растениями лесостепной зоны, охраняемые территории в настоящее время полностью отсутствуют.
Большую роль в решении проблемы охраны играют Красные книги, но для полноценного сохранения генофонда реликтовых, редких и эндемичных видов необходимо оберегать те сообщества, в которых они произрастают. И каждый из нас может принять в этом посильное участие: можно любоваться красиво цветущими растениями, не сорвав их в букеты; собирать лекарственные растения, оставляя часть для последующего возобновления; выращивать редкие растения на дачных участках и предоставлять всем желающим посадочный материал. Стремиться к тому, чтобы следы нашего пребывания были менее заметными: кострища, примятая трава, сломанные ветки не украшают природу, а любой мусор должен быть убран и выброшен на специально отведенное место.
Реликтовые виды растений урочища Луковая Гора имеют большую научную ценность как достоверный источник информации о растительном покрове прошлых геологических эпох. Они сохранились как следы саванн неогена и выжили благодаря тому, что с самого возникновения были приспособлены для обитания в крайне неблагоприятных условиях среды: при остром дефиците влаги, больших перепадах суточных, месячных и сезонных температур. Виды, способные выжить в засушливом континентальном климате, имеют возможность сохраниться и при последующем ухудшении климата.
Реликты урочища Луковая Гора – живые свидетели развития жизни в третичный период кайнозойской эры. Они пережили ледниковый период, когда по территории Забайкалья бродили мамонты, шерстистые носороги и большерогие олени. И будет непоправимой утратой, если они исчезнут по вине совсем молодого вида на Земле – человека разумного.
Автор статьи Криворчук Анастасия.
Софьин гриб. В глухом распадке пади Таловая, почти в самой вершине ее, среди леса, открывается вдруг случайно оказавшемуся здесь путнику выросшая как из-под земли удивительная скала, похожая на гриб. На геологической карте Мариловцева (п. Первомайский) она так и называется «Софьин гриб». Древние шилкинцы — люди каменного века, не случайно выбрали эту одинокую, необычную по форме скалу еще в неолитическую эпоху, более шести тысяч лет тому назад. Вечным памятником о жизни и подвигах давно исчезнувших каменных плоскостях «Софьиного гриба». Нарисованы они краской цвета крови, одни из них темной, густого тона, другие светлой, более жизнерадостной. Многие рисунки замыты водой, другие загажены птицами и безвозвратно погибли, северные пострадали от дождя, ветра и вьюг, и все — от времени. В целях изучения и исследования эти рисунки обводили мелом и поливали водой. Из каменных глубин на поверхность как бы вынырнули и проявились петроглифы. Концентрические круги, солярные знаки, лоси (жившие в легендах и преданиях многих народов, занимающихся охотой), медведь и лисица, мужчины и женщины с раскинутыми руками, загонная охота, собака, зооантропоморфные и антропоморфные фигурки, священные тотемы, двойные круги, ритуальные оградки. Профильные изображения по контуру залиты охрой. Скала, безусловно, была священной в течение многих лет, — об этом говорят рисунки и каменного, и бронзового веков. Множество магических и колдовских обрядов свершилось у этой скалы. В древних безмолвных рисунках словно застыли молитвы и просьбы давно ушедших людей. Идолы ментая охраняли скалу от злых духов и служили посредниками между людьми и Хозяином местности. Здесь поклонялись грозным богам природы, приносили жертвы, проливали слезы, торжествовали и печалились. Не один художник и даже не одно племя побывали у этой скалы. Чаще всего собирались здесь, конечно, охотники, ведь с этим важнейшим занятием связывали в те времена люди свое благополучие. Только охота была надежным источником питания. Роды и племена разных веков и разных тысячелетий проводили здесь свои обряды, которые должны были принести удачу, спасти от голода и беды. Именно здесь делались попытки повлиять на природу и понять тайны окружающего мира, вспомнить об ушедших.
Урочище «Ущелье» находится в 4 км, от города Шилка . Широко известен большими скальными образованиями, образованными несколько тысяч лет назад. Здесь найдено много костей шерстистого носорога, также на прилегающей территории находили кости мамонта, стоянки древнего человека эпохи неолита.
Местечко с названием "Чёртовые ворота" " находится на правом берегу реки Шилка в 8 километрах от города у начала пади Ишихан. Эта падь известна тем, что здесь найдены многослойные стоянки человека, начиная с каменного века, и последняя датируется примерно двумя тысячами лет до н.э. Раскопки здесь проводили такие именитые археологи, как Игорь Иванович Кириллов, Михаил Васильевич Константинов, Евгений Викторович Ковычев и Олег Сергеевич Кожин. Но, не смотра на это, "Чертовы ворота" и дорога к ним малоизвестна даже многим местным жителям. Как и не известно происхождение самого названия.
Известно, что Шилка располагается на границе двух древних государств - кочевого тюркоязычного народа хунну "сямби" и воинственного монголоязычного народа "дунху". Об этом свидетельствуют найденные плиточные могилы, расположенные в местечке "Ущелье" в 4 км севернее города. Дунху жили завоеваниями новых территорий, т.к. в самой Монголии резко изменился климат в сторону иссушения, поэтому вели частые войны. Первым набегам этих племен подверглось Китайское государство, с чего и началось строительство ЧханЧхен - Великой Китайской стены, послужившей оборонительной крепостью от нападений кочевников, а ныне являющейся археологическим памятником. Вождям дунху ничего не оставалось, как развернуть свои племена на север, на территорию будущего Забайкалья, где и располагалось менее развитое в сравнении с Китаем государство сямби, которым на тот момент правил опытный вождь Маодунь. В 209 году до н.э. он смог объединить 24 рода племен хунну и мощны ударом разбить дунху. Часть племен признали сямби победителями и покорилась им, другая часть бежала в Манчьжурию.
Исходя из этих фактов, я выдвинул теорию, что "Чертовы ворота" -это искусственное оборонительное сооружение, подобное Великой Китайской стене, воздвигнутое хуннами во время боевых действий с дунху.
"Чёртовые ворота" - протяженная скальная стена, с обрывистыми краями с обеих сторон, достигающая 25 - 30 метров в высоту. Когда находишься рядом, отчетливо видишь кладку камней, подобную кладке кирпича, отличающихся по цвету от природного происхождения и имеющих более песочную структуру. Никто не брал химический анализ грунта и камней, но, вероятней всего, в их составе отсутствует железо, что свидетельствует о том, что камни отливались на месте и воздвигались в стену. В середине стена обвалена, что открывает свободный проход для любого туриста без специального снаряжения. Именно этот проход и называют "Чёртовыми Воротами". Вероятней всего, обвал произошел в следствие землетрясения, что опять же подтверждает теорию искусственного появления стены. Некачественная часть кладки камней выдержала набеги дунху, но не устояла перед природным ударом. Вышеперечисленные факты логично объясняют и происхождение названия данного местечка - "Чёртовые ворота". У любого человека, когда он слышит "чёртовые", возникает только одна ассоциация и связана она с мифическим существом. Но мы с вами помним, что здесь проходила граница двух древних государств - можно сказать, некая черта! Так и получается, то, что мы называем "Чёртовые ворота", на самом деле "Чертовы врата"- ворота у черты. Стены с подобной кладкой (как и плиточные могилы) находят на огромной территории от Дальнего Востока до Болгарии, что еще раз подтверждает их искусственное происхождение.
Автор статьи Арсентьев Юрий Владимирович.
Шаман-гора располагается между сёлами Мирсаново и Новоберезовское, в 10 км к северу от Мирсаново вершина высотой 833 м. В прошлом на горе жил шаман, от которого на горе осталась каменная юрта (видимо, нагромождение валунов или скальный останец). Люди верят, что на горе по-прежнему остался дух шамана, которого они стараются не беспокоить. При этом речь идёт о живущих здесь русских, которые исповедуют православие. Но на Шаман-гору стараются лишний раз не ходить. Существует негласный запрет на рубку леса, разведение костров, устройство пикников. Местные жители успешно препятствовали попыткам добывать здесь какой-то строительный материал (???чёрный гранит). Если жители все-же приходят на гору (за грибами), то обязательно приносят подарки духу шамана - белую пищу или сигареты. Судя по снимкам из космоса, к северу от Мирсаново расположена степная зона, вдобавок земля сильно распахана и район Шаман горы выглядит здесь единственным островком (точнее, архипелагом) леса. Наверное, похожие легенды в Забайкалье есть и в других местах. Но эта легенда до сих пор помогает людям сохранять природу.
Шиванда. Близко от Шилки, к югу от железнодорожной станции Размахнино, в долине реки Шилка, находится курорт Шиванда. Курорт окружают высокие горы, поросшие смешанным лесом. «Шиванда» означает «царственный напиток» и «солнечный». Шивандинские минеральные воды известны давно: первые постройки курорта были возведены в 1899 г.
Памятники природы очень многочисленны, о них можно рассказывать часами. Все они, без всякого сомнения, заслуживают внимания и бережного отношения к себе. А ведь это хороший потенциал для того, чтобы создавать в таких местах особо охраняемые природные территории. Не стоит забывать, что Природа - это наш общий и единственный дом!
Значение памятников природы многогранно. Их естественнонаучная ценность заключается в возможности мониторинга состояния окружающей природной среды и изучении природных экосистем и их компонентов. Памятники природы имеют эколого-просветительское значение (проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов). Установленный на территории памятников природы режим особой охраны позволяет им выполнять природоохранные функции (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных).
Природные памятники Шилкинского района
- Информация о материале
- Просмотров: 1716