Налоговая служба продолжает активную адресную работу с налогоплательщиками, направленную на побуждение их к самостоятельному уточнению своих налоговых обязательств. В I квартале 2024 года, благодаря контрольно-аналитической работе, забайкальские предприятия добровольно доплатили в бюджет 225,9 млн рублей по 443 уточненным налоговым декларациям. В сравнении с I кварталом 2023 года объем поступлений вырос на 10,5 % или 21,4 млн рублей.
Доля НДПИ в I квартале 2024 года в общем объеме уплаченных сумм по уточненным налоговым декларациям составила 5,7% (12,9 млн рублей). Для сравнения, в I квартале 2023 года этот показатель был выше – 8,4% (17,2 млн рублей). Всего за 2023 год по представленным уточненным налоговым декларациям было уплачено 950 млн рублей, доля НДПИ составила 16% или 152 млн рублей.
В случае если налогоплательщик не уточнил свои налоговые обязательства по выявленным рискам, в качестве крайней меры принимается решение о проведении выездной налоговой проверки.
Налоговыми органами ведется постоянная контрольно-аналитическая работа с налогоплательщиками в сфере добычи полезных ископаемых для выявления рисков неуплаты НДПИ. Особое внимание уделяется:
- занижению НДПИ путем завышения неутвержденных потерь;
- правомерности применения коэффициента Ктд менее 1;
- правомерности применения налоговых ставок;
- правомерности применения налоговых льгот.
Ряд нарушений по НДПИ выявляются и устраняются на стадии камерального контроля, не доходя до выездных налоговых проверок.
По результатам налоговых проверок по НДПИ за I квартал 2024 года в бюджет поступило 15,9 млн рублей. За 2023 год этот показатель составил 61,0 млн рублей, из них 33,4 млн рублей – по итогам выездных налоговых проверок и 27,6 млн рублей – по итогам камеральных налоговых проверок.
Развитие добывающей отрасли является ключевым драйвером роста экономики и промышленного производства региона согласно Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года (постановление правительства Забайкальского края от 02.06.2023 №272). Эта отрасль обладает потенциалом расширения поставок продукции на внешний и внутренний рынок.
В Забайкальском крае на налоговом учете состоит 170 предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых.
Налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых – организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
УФНС России по Забайкальскому краю продолжает работу по реализации отраслевого проекта ФНС России «Общественное питание» в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
За 5 месяцев 2024 года на 24% увеличилось количество плательщиков, применяющих контрольно-кассовую технику. Отмечен рост выручки с января по апрель 2024 года более чем на 52,5 млн рублей, показатели увеличились на 11,1%.
Кроме того, налогоплательщики представили уточненные расчеты по страховым взносам и налогу на доходы физических лиц на общую сумму более 2,5 млн рублей.
Специалисты УФНС России по Забайкальскому краю подчеркивают, что проверки проводятся в отношении только тех плательщиков, которые не соблюдают законодательство о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации. Так при организации контрольных мероприятий налоговые органы придерживаются риск-ориентированного подхода, направленного на максимальное сокращение избыточных проверок, отказ от проверок добросовестных субъектов, усиление контроля в отношении лиц, чья деятельность является высоко рискованной.
Работа по выявлению нарушителей в сфере общественного питания будет продолжена.
Значительная доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Забайкальского края складывается за счет поступлений налога на доходы физических лиц – 49,6 % от общей суммы поступлений. За январь-апрель 2024 года поступления НДФЛ увеличились на 1,9 млрд рублей и составили 9,6 млрд рублей.
Причиной роста поступлений НДФЛ является увеличение фонда оплаты труда, который зависит как от уровня средней заработной платы, так и от численности работников. По данным Забайкалкрайстата, за январь-март 2024 года темп роста фонда оплаты труда по региону составил 122,2 %, темп роста среднемесячной начисленной заработной платы – 121,7 %, темп роста среднесписочной численности работников – 100,5 %.
Основное поступление НДФЛ (91,9 %) обеспечивают налоговые агенты (работодатели), производящие выплаты физическим лицам. Поступления от данной группы налогоплательщиков по сравнению с аналогичным периодом 2023 года увеличились на 1,7 млрд рублей, в том числе по таким отраслям, как:
- «Обрабатывающие производства» на 375 млн рублей (темп роста 160,9 %);
- «Строительство» на 251,6 млн рублей (темп роста 154,2 %);
- «Торговля оптовая и розничная» на 199,1 млн рублей (темп роста 138,9 %).
Налоговый кодекс Российской Федерации позволяет налоговым органам применять обеспечительные меры к имуществу налогоплательщика. По результатам вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, может быть вынесен запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа либо приостановление операций по счетам в банке.
Обеспечительные меры применяются последовательно в отношении:
• недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
• транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
• иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
• готовой продукции, сырья и материалов.
С 1 апреля 2024 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. Теперь налогоплательщикам предоставляется более гибкий подход к обеспечению исполнения налоговых обязательств. Вместо ограничений на операции с имуществом можно выбрать альтернативу:
• банковскую гарантию;
• залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества (ст. 73 НК РФ);
• поручительство третьего лица (ст. 74 НК РФ).
Налогоплательщики могут запросить замену обеспечительных мер, подав заявление в налоговый орган. При этом замена может быть полной или частичной.
Новые положения Кодекса направлены на создание более благоприятных условий для налогоплательщиков и повышение эффективности налогового администрирования.
Уточнить все подробности о порядке предоставления заявления о замене обеспечительных мер можно по тел. 8 (302-2) 21-80-35, доб.: 37-24, 37-58.
УФНС России по Забайкальскому краю напоминает, что транспортный налог подлежит уплате в отношении транспортных средств, которые признаются объектом налогообложения и состоят на регистрационном учете (ст. 358 НК РФ). Это значит, что пока налогоплательщик не снял автомобиль с учета, он обязан уплачивать налог.
Но в некоторых случаях исчисление налога может быть прекращено или приостановлено:
1. Гибель или уничтожение транспорта. Исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления, представленного налогоплательщиком в налоговый орган (п. 3.1 ст. 362 НК РФ).
2. Принудительное изъятие транспорта. Исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором такое транспортное средство было принудительно изъято у собственника по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Налогоплательщику необходимо подать заявление в налоговый орган (п. 3.4 ст. 362 НК РФ).
3. Угон (хищение) транспорта. Исчисление налога (авансового платежа по налогу) прекращается с 1-го числа месяца начала розыска транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Это касается как транспортных средств, находящихся в розыске в связи с угоном (хищением), так и в отношении транспортных средств, розыск которых прекращен. Налогоплательщику необходимо подать заявление в налоговый орган (п. 3.5 ст. 362 НК РФ).
Вместе с заявлением налогоплательщику рекомендуется представить документы, подтверждающие факт гибели, уничтожения, изъятия или угона транспортного средства.
Заявление и подтверждающие документы (справка с ГИБДД, Гостехнадзора, МЧС, ФССП и иные) могут быть представлены в любой налоговый орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Также документы можно направить в электронном виде через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».