Решение

краевой межведомственной комиссии по охране труда

07 июля 2021 г.

1. О состоянии охраны труда и производственного травматизма

в организациях Забайкальского края

Динамика общего производственного травматизма в организациях Забайкальского края за последние годы свидетельствует о том, что травматизм в нашем крае имеет устойчивую тенденцию, показатель производственного травматизма 1,2 чел. в расчете на 1000 работающих, достигнутый в 2019 году, остался на том же уровне в 2020 году, что на 0,1 чел. меньше среднего значения по регионам Дальневосточного федерального округа (ДФО – 1,3) и больше на 0,2 чел. Российской Федерации (РФ – 1,0).

Среди регионов Дальневосточного федерального округа Забайкальский край в 2020 году по уровню травматизма на производстве на 1000 работающих находится на 4 месте.

Абсолютная численность пострадавших на производстве составило 151 человек, а в 2019 году 150. Число дней нетрудоспособности у пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день в расчете на 1-го пострадавшего составило 38, 5 дней (в 2019 году – 41,8).

Всего на территории Забайкальского края по данным Государственной инспекции труда в Забайкальском крае в 2020 году произошло 35 несчастных случая с тяжелыми последствиями (в 2019 г – 34 случая), из которых 5 групповых, общее количество пострадавших составило 37 человек, из них: 7 человек погибли (из них 3 человека в составе 5 групповых случаев), 30 получили тяжелые травмы.

Анализ состояния производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности показал, что в число видов экономической деятельности, где пострадали работники, вошли строительство, транспорт, добыча полезных ископаемых, торговля оптовая и розничная.

По данным Забайкалкрайстата количество занятых во вредных и/или опасных условиях труда в 2020 году составило 44 426 человек, удельный вес составил 52,3 %. Забайкальский край занимает 8 место по значению удельного веса занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда к списочной численности по возрастанию среди регионов Дальневосточного федерального округа.

По информации, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, за период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2020 года СОУТ проведена на 183568 рабочих местах.

Доля мест, отнесенных к классам 1 и 2 (оптимальные и допустимые
условия труда), составила 73,3% от общего количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда. С вредными условиями труда доля составляет 26,7% из них к классу 3.1 отнесены 14% рабочих мест; классу 3.2 – 11,1%; классу 3.3 – 1,2%; к классу 3.4 – 0,02%, к классу 4 – 0,30%.

Учитывая, что СОУТ проводится 1 раз в 5 лет, анализ проведенного мониторинга в 2021 году показал потребность проведения СОУТ в бюджетных организациях на 10261 рабочих местах, из них 7411 рабочих мест повторно. Планируемые затраты на проведение СОУТ составляют более 14,5 млн. рублей.

В 2020 году в Забайкальском крае зарегистрировано 67 случаев профессиональных заболеваний у 52 работников, показатель составил 1,46 на 10 тыс. работников (2019 г. - 80 случаев профессиональных заболеваний у 59 работников, показатель - 1,71 на 10 тыс. работников. В сравнении с 2019 г. показатель профессиональной заболеваемости снизился на16,3%.

Профессиональные заболевания в 2020 году зарегистрированы в г. Чите и в 13 районах Забайкальского края (Борзинском, Балейском, Газимуро-Заводском, Забайкальском, Хилокском, Могочинском, Нерчинско-Заводском, Нерчинском Тунгокоченском, Чернышевском, Шилкинском, Агинском и Сретенском).

В 2020 году в структуре профессиональной заболеваемости в крае на протяжении 3-х лет от воздействующего вредного производственного фактора первые ранговые места занимают заболевания органов слуха, вибрационная болезнь и заболевания органов дыхания. Впервые в 2020 году зарегистрировано 4 случая острой профессиональной заболеваемости COVID-19 со смертельным исходом среди работников здравоохранения.

По данным Забайкалкрайстата расходы работодателей на мероприятия по охране труда в 2020 году увеличились по отношению к предыдущему году и составили 3244,3 млн. руб. или 25627 руб. в расчете на одного работающего (2019 год – 2581,4 млн. руб., что в расчете на 1 работающего составляет 20088 руб.).

Для улучшения условий труда работников работодатели также привлекают средства Фонда социального страхования. В 2020 году фактическое исполнение за 2020 год составило 132501,0 тыс. руб., что на 53 млн. рублей больше, чем в 2019 году. Количество страхователей, использовавших средства на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников увеличилось в 2020 году на 55 страхователей (в 2019 году - 157) и составило 212 страхователей.

Комиссия решила:

  1. Принять к сведению информацию.

2. Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края:

2.1 продолжить отслеживать изменения, вносимые в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы охраны труда и обеспечить реализацию государственной политики в области охраны труда на территории Забайкальского края. Постоянно;

2.2 продолжить проведение ежеквартального мониторинга по проведению специальной оценке условий труда в организациях и индивидуальных предпринимателей осуществляющих свою деятельность на территории Забайкальского края. Постоянно;

2.3 провести обучающий семинар с исполнительными органами государственной власти имеющих подведомственные учреждения по вопросу «Управление профессиональными рисками как система мер в управлении охраной труда». До 31 августа 2021 года;

3. Государственной инспекции труда в Забайкальском крае и Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю осуществлять контроль (надзор) в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» вступивший в силу 01 июля 2021 года;

4. Руководителям органов местного самоуправления:

4.1 довести настоящее решение Комиссии до работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципальных образований посредством рассылки по электронной почте и разместить на официальном сайте администрации. При получении;

4.2 обеспечить распространение среди работодателей, осуществляющих деятельность на территории Забайкальского края, изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы охраны труда. Постоянно;

4.3 проинформировать работодателей о необходимости актуализации локальных актов, проведения внеочередного обучения и проверки знаний по охране труда и внепланового инструктажа в связи с вступлением новых правил по охране труда. В течение года;

4.4 усилить работу по проведению специальной оценки условий труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципальных образований. В течение года;

4.5 организовать разъяснительную работу с работодателями, осуществляющими деятельность на территории муниципальных образований по активизации взаимодействия с Фондом социального страхования для получения скидок к страховому тарифу и использованию права на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Постоянно;

4.6 оказывать консультативно-методическую помощь работодателям по вопросам создания эффективной системы управления охраной труда с учетом управления профессиональными рисками. Постоянно;

4.7 провести мониторинг, в рамках изучения передового опыта по безопасности труда, среди крупнейших работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципальных образований, о практике работы по оценке профессиональными рисков и о применяемых методиках по идентификации опасностей. До 25 августа 2021 года;

5. Исполнительным органам государственной власти Забайкальского края, имеющим подведомственные учреждения и органам местного самоуправления:

5.1 учитывать вступившие в действие в 2021 году новые правила по охране труда при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в соответствии с Законом Забайкальского края от 24 декабря 2010 года № 453-ЗЗК. В течение 2021 года;

5.2 провести специальную оценку условий труда в подведомственных организациях. До конца 2021 года;

5.3 обеспечить проведение оценки профессиональных рисков и разработку мероприятий по снижению их негативного влияния на работников. До конца 2021 года;

6. Рекомендовать работодателям Забайкальского края:

6.1. учитывая сложившуюся обстановку связанную с распространением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществлять трудовую деятельность в соответствии с комплексом ограничительных и иных мероприятий, установленных постановлением Губернатора Забайкальского края от 08 апреля 2020 года № 30 и рекомендаций Роспотребнадзора;

6.2. обеспечить выполнение Постановления главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю № 535 от 27 июня 2021 года об обязательной вакцинация для отдельных групп граждан по эпидемическим показаниям;

6.3 провести внеочередное обучение и проверку знаний по охране труда работников, внепланового инструктажа по охране труда, внести изменения в локальные акты по охране труда, в связи с вступлением с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, с учетом специфики деятельности;

6.4 провести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах в соответствии с требованием Федерального закона от 23 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (с изменениями от 30 декабря 2020 года № 503-ФЗ);

6.5. принять меры, направленные на создание эффективной системы управления охраной труда в соответствие с Приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»;

6.6. осуществлять работу по оценке и управлению профессиональными рисками, разработку и внедрения программ «Нулевой травматизм»;

6.7. активнее обращаться в Фонд социального страхования за выделением ассигнований на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;

6.8. проводить мероприятия по профилактике ВИЧ/СПИДА на рабочих местах и недопущению дискриминации и стигматизации в трудовых коллективах лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией;

6.9. обеспечить содействие развитию социального партнерства и общественного контроля в сфере охраны труда;

6.10. организовать проведение медицинских осмотров в соответствии с Приказом Минздрава России от 28 января 2021 года № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;

6.11. проводить внутренний контроль (самоконтроль) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права с помощью интернет-сервиса «Электронный инспектор»;

6.12. обеспечить в полном объеме работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с выполняемой работой.

Председатель комиссии И.С. Щеглова

Секретарь комиссии В.В.Жунева