ПРОГРАММА
«МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ» муниципального района «Шилкинский район на 2012-2015 годы».
Паспорт программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»
Наименование программы |
Программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры муниципального района «Шилкинский район» на 2012-2015годы.» |
Дата принятия решения о разработке программы |
Распоряжение Руководителя администрации муниципального района «Шилкинский район» 16 мая 2012 года № 103 "О разработке программы Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры 2012 - 2015 годы". |
Дата утверждения программы |
Постановление Руководителя администрации муниципального района «Шилкинский район» от « » мая 2012года. «Об утверждении программы Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2012-2015годы». |
Заказчик программы |
Администрация муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края |
Разработчик программы |
Управление инвестиционной политики и развития инфраструктуры муниципального района «Шилкинский район». |
Координатор программы |
Министерство территориального развития Забайкальского края |
Цель и задачи программы |
Цель: создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные |
|
условия проживания, а также повышение надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения. Задачи: модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры; оснащение объектов коммунальной и социальной инфраструктуры Шилкинского района резервными источниками электроснабжения; оказание содействия населенным пунктам Шилкинского района в организации для населения теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; создание нормативного запаса топлива. |
Важнейшие целевые индикаторы программы |
Снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры с 52% в 2011 году до 45% в 2015 году; количество населенных пунктов района, которым будет оказана поддержка в целях подготовки объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону 2012-2015 годов-6 поселений. |
Сроки и этапы |
2012-2015 годы. Программа реализуется в один этап . |
Потребность в финансировании программы |
Потребность в финансировании мероприятий программы за счет средств районного бюджета составляет 129,605 млн.рублей, в том числе по годам:
|
|
2015 год - 32,227 млн. рублей Бюджет района 58,25млн. руб., бюджет поселений 71,355 млн. руб. Так же планируется привлечение внебюджетных источников. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Успешное выполнение мероприятий программы позволит обеспечить: снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; повышение качества предоставления коммунальных услуг; снижение потребления энергетических ресурсов в результате уменьшения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям; создание условий для привлечения внебюджетных средств для финансирования проектов модернизации; повышение надежности работы основного и вспомогательного технологического оборудования из-за отсутствия неплановых остановок; увеличение сроков эксплуатации основного и вспомогательного технологического оборудования; снижение затрат на ликвидацию последствий аварийных ситуаций при перебоях с энергоснабжением в населенных пунктах Шилкинского района; надежное энергоснабжение социально значимых объектов жизнеобеспечения резервными источниками энергоснабжения; улучшение экологической ситуации в Шилкинском районе. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Состояние жилищно-коммунального комплекса Шилкинского района требует значительных капитальных вложений, направленных на реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, строительство новых объектов с применением современных технологий и материалов.
Техническое состояние объектов инфраструктуры Шилкинского района характеризует:
-
высокий уровень износа основных производственных фондов, в том числе транспортных коммуникаций и энергетического оборудования;
-
высокие потери энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления в следствии эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия;
-
высокая себестоимость производства коммунальных ресурсов из-за сверхнормативного потребления, наличия нерационально функционирующих затратных технологических систем и низкого коэффициента использования установленной мощности.
В настоящее время из более чем 225,5 км. сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, замены требуют 116,7 км., из них 48,4 км. тепловых, 44,9 км. водопроводных и 23,4 км. канализационных сетей.
Теплоснабжение Шилкинского района обеспечивается 143 котельными, из которых 61 находятся в муниципальной собственности. Установленное котельное и вспомогательное оборудование в значительной части морально и физически устарело.
Основными факторами, оказывающими негативное влияние на деятельность жилищно-коммунального хозяйства, качество предоставления коммунальных услуг, состояние окружающей среды являются высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, ее технологическая отсталость и неоснащенность. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры в Шилкинском районе составляет в среднем 52%. На территории района модернизация объектов коммунального комплекса в 2008 - 2011 годах осуществлялась посредством реализации целевых программ:
районной целевой программы "Модернизация жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном районе «Шилкинский район" 2010 год;
районной целевой программы " Модернизация жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном районе «Шилкинский район "2011 год;
За 2008 - 2011 годы инвестиции из всех источников на реконструкцию и модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства составили 3,2 млн. рублей. В рамках реализации целевых программ выполнен значительный объем работ по реконструкции котельных и тепловых сетей, ремонту систем отопления, водоснабжения, электроосвещения и ремонту зданий. Улучшено теплоснабжение в поселениях Шилкинское, Усть- Теленгуйское, Верхне-Хилинское, Размахнинское, Ононское. Заменено тепловых сетей 3,32 км., (в двухтрубном исчислении), водопроводных сетей 1,46 км. Несмотря на положительные изменения, произошедшие за последние годы, не все намеченное вышеуказанными программами удалось реализовать в полном объеме, и кардинального изменения ситуации достигнуть не удалось. Положение дел в отрасли остается сложным.
Для решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, приведения существующей коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса.
По состоянию на 1 января 2012 года в муниципальной собственности Шилкинского района находится 61 котельная, отапливающая социально значимые объекты - больницы, школы, объекты социальной защиты населения.
Указанные объекты относятся к электроприемникам первой и второй категории, перерыв энергоснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, в связи с этим объекты должны быть оснащены автономными источниками питания.
Необходимость в резервных дизельных электростанциях, составляет 5 единиц, в том числе:
по образовательным учреждениям - 2 единиц;
по объектам ЖКХ - 2 единиц;
по водозаборам и насосным станциям 1 единиц.
Это обусловливает наличие в программе мероприятий по обеспечению социально значимых объектов жизнеобеспечения резервными источниками энергообеспечения.
Включение мероприятий по подготовке коммунальной инфраструктуры к осенне-зимнему периоду и создание нормативного запаса твердого топлива, обусловлено необходимостью предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения на территории Шилкинского района в период прохождения отопительных сезонов, предотвращения критического уровня износа основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры Шилкинского района, повышения надежности предоставления потребителям коммунальных услуг требуемого объема и качества.
Решение задач качественного и безаварийного прохождения отопительных сезонов соответствует установленным приоритетам социально-экономического развития Шилкинского района и возможно только программными методами путем проведения комплекса мероприятий.
Мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду предусматривают, в основном, проведение капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры с целью восстановления их ресурса, с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей и качества предоставления коммунальных услуг населению. К ним относятся работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и оборудования или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры района требует координации и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций коммунального комплекса, что обусловило необходимость применения программного метода и разработки программы.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации
программы
Целью программы является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания, а также повышение надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения .
Для достижения поставленной цели необходимо решения следующих задач:
модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;
оснащение объектов коммунальной и социальной инфраструктуры Шилкинского района резервными источниками электроснабжения;
оказание содействия сельским и городским поселениям Шилкинского района в организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения населения, создание нормативного запаса топлива.
Решение данных задач требует проведения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение аварийных ситуаций на объектах коммунальной инфраструктуры в период прохождения отопительных сезонов.
Программа основана на следующих принципах: софинансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением бюджетных средств и средств внебюджетных источников;
развитие различных форм государственно-частного партнерства с целью привлечения частных средств в качестве источников финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Сроки реализации программы: 2012 - 2015 годы. Программа будет реализовываться в один этап.
Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы, характеризующие прямой эффект от реализации программы.
Целевые индикаторы |
Показатели по годам |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
1. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры, % |
52 |
50 |
45 |
40 |
2. Доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса, % |
|
|
|
|
3. Установка резервных дизельных электростанций, шт. |
|
|
|
|
4. Количество поселений, которым оказана поддержка в целях подготовки объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону 2012-2013 г. |
6 |
|
|
|
Условиями прекращения реализации программы являются досрочное достижение цели и решение задач программы, а также изменение механизмов реализации государственной политики в сфере жилищно- коммунального хозяйства.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств, бюджета района, поселений Финансирование мероприятий программы обеспечивается в объемах, установленных бюджетом муниципального района «Шилкинский район» на соответствующий финансовый год.
Потребность в финансировании мероприятий программы составляет 129,605 млн. рублей, в том числе по годам:
-
год -36,41 млн. рублей;
-
год - 33,113 млн. рублей;
-
год - 27,855 млн. рублей;
-
год - 32,227 млн. рублей
Финансирование программы определено исходя из минимально необходимых потребностей в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, строительства полигонов твердых бытовых отходов, строительства мусороперерабатывающих заводов, приобретения и монтажа стационарных и передвижных дизельных электрических станций.
Реализация мероприятий программы позволит улучшить качество предоставления жилищно-коммунальных услуг и в значительной степени снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе их производства и доставки потребителям, а также улучшить экологическую обстановку в Шилкинском районе.
С учетом ограниченных возможностей районного бюджета механизм реализации программы предусматривает возможность привлечения средств из краевого бюджета на условиях, определенных программой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2012 - 2015 годы»
Раздел 4. Механизм реализации программы Текущее управление реализацией программы осуществляют координатор программы.
Министерство территориального развития Забайкальского края - координатор программы ежегодно в установленном порядке уточняют перечень финансируемых мероприятий программы на очередной финансовый год, определяют сроки их реализации и объемы финансирования, оценивают возможность достижения целевых индикаторов и показателей.
Выполнение мероприятий программы осуществляется на основе муниципальных контрактов, заключаемых в установленном порядке координатором программы с исполнителями мероприятий программы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Целью предоставления бюджету Шилкинского района из краевого бюджета субсидий является реализация мероприятий программы.
Реализация мероприятий в поселениях района
Средства краевого бюджета на финансирование мероприятий программы выделяются на:
предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований района на софинансирование модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований района на софинансирование строительства (реконструкции) полигонов твердых бытовых отходов, мусороперерабатывающих заводов;
предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований района на завершение строительства (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры, финансирование которых осуществлялось в 2008 - 2011 годах в рамках реализации краевых и федеральных целевых программ по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
оснащение объектов коммунальной и социальной инфраструктуры резервными источниками энергообеспечения: (приобретение дизельных электрических станций) предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований района на софинансирование мероприятий по подготовке систем коммунальной инфраструктуры к осенне-зимнему периоду и создание нормативного запаса топлива.
Министерство территориального развития (координатор) программы в рамках подготовки к осеннее-зимнему периоду:
-
формирует бюджетные заявки и обоснования на включение мероприятий программы в краевой бюджет на соответствующий год;
-
заключает соглашения с муниципальными образованиями района, участвующими в финансировании программы;
-
участвует в обсуждении вопросов, связанных с реализацией и финансированием мероприятий программы;
-
разрабатывает и ежегодно устанавливает (корректирует) плановые значения целевых индикаторов и показателей результативности для мониторинга и ежегодной оценки эффективности реализации программы;
-
готовит ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на соответствующий финансовый год, предложения по реализации программы, уточняет расходы по мероприятиям программы;
-
несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации мероприятий программы, за эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
-
организует размещение в электронном виде информации о реализации программы.
Форма соглашения, методика расчетов, сроки и порядок предоставления отчетности о выполнении городскими и сельскими поселениями района обязательств, предусмотренных соглашением, утверждаются координатором программы.
В приоритетном (первоочередном) порядке подлежат финансированию объекты, соответствующие следующим условиям:
строительство (реконструкция) объектов коммунальной инфраструктуры не завершено в полном объеме в рамках реализации краевых и федеральных целевых программ по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
наличие соглашения, заключаемого между Министерством территориального развития Забайкальского края и муниципальным районом «Шилкинский район», условием которого является софинансирование средствами краевого бюджета мероприятий;
наличие проектов, имеющих максимальную степень завершенности (готовности) объекта, при выделении средств на которые будет обеспечен ввод объекта в эксплуатацию.
Условиями предоставления субсидий на реализацию мероприятий программы в муниципальных образованиях являются:
наличие утвержденной в установленном порядке аналогичной районной (поселенческой) программы, предусматривающей мероприятия, соответствующие указанным в разделе 6 настоящей программы;
наличие нормативного правового акта муниципального образования, подтверждающего его расходное обязательство по софинансированию соответствующих мероприятий, указанных в разделе 6 настоящей программы;
наличие на территории муниципального образования объектов коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с отходами производства и потребления, со степенью износа 52% и более, определенной на основании данных отчета по формам федерального статистического наблюдения N 1ТЕП, N 1-водопровод, N 1-канализация и предписаний органов государственного надзора по состоянию на 1 января текущего года;
выписки из правового акта о бюджете сельских и городских поселений района на соответствующий финансовый год, подтверждающая обязательства соответствующего сельского и городского поселения по софинансированию мероприятий по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры и социальной сферы находящихся в собственности сельского поселения к отопительному сезону за счет средств бюджета соответствующего поселения района;
дефектные ведомости и сметы на проведение мероприятий.
Субсидии предоставляются на условиях софинансирования за счет средств бюджетов сельских и городских поселений с привлечением средств внебюджетных источников.
Перечисление средств из краевого бюджета в бюджеты муниципальных образований осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета средств местных бюджетов, на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий программы. Координатор программы :
осуществляют общее руководство и управление реализацией программы;
осуществляют координацию работ по реализации программы и контроль за ходом выполнения мероприятий программы;
осуществляют контроль за соблюдением сельскими и городскими поселениями района условий предоставления субсидий из краевого бюджета, определенных программой;
осуществляют ведение отчетности о реализации программы; ежегодно подготавливают доклады о ходе реализации программы; несут ответственность за несвоевременную и некачественную подготовку и реализацию программы, осуществляют управление ее
исполнителями, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
осуществляют организацию мониторинга и оценки эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам.
При необходимости координатор программы в установленном порядке вносит предложения о внесении изменений в программу.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляет Управление инвестиционной политики и развития инфраструктуры муниципального района «Шилкинский район» и Министерство территориального развития Забайкальского края.
Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы
Успешное выполнение мероприятий программы позволит обеспечить: снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; повышение качества предоставления коммунальных услуг; снижение потребления энергетических ресурсов в результате уменьшения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
повышение надежности работы основного и вспомогательного технологического оборудования из-за отсутствия неплановых остановок;
увеличение сроков эксплуатации основного и вспомогательного технологического оборудования;
снижение затрат на ликвидацию последствий аварийных ситуаций при перебоях с энергоснабжением в населенных пунктах Шилкинского района;
надежное энергоснабжение социально значимых объектов жизнеобеспечения резервными источниками энергоснабжения; улучшение экологической ситуации в Шилкинском районе.
Комплексный подход в решении вопроса модернизации объектов коммунальной инфраструктуры позволит эффективно расходовать бюджетные средства.
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
(млн. рублей в ценах соответствующих лет) №
|
Наименование |
Сроки |
Потребность в финансировании |
||||
п/п |
мероприятий |
реали |
всего |
в том числе по годам |
|||
|
|
зации |
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
6.1 |
Организация проведения информационной и разъяснительной работы по освещению цели и задач программы |
2012- 2015 |
|
|
|
|
|
6.2 |
Выполнение проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
2012- 2015 |
|
|
|
|
|
6.3 |
Мониторинг и оценка реализации инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
2012- 2015 |
|
|
|
|
|
6.4 |
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе: |
2012- 2015 |
98,576 |
29,558 |
25,612 |
19,820 |
23,586 |
6.4.1 |
объектов теплоснабжения |
2012- 2015 |
29,602 |
9,412 |
8,648 |
6,344 |
5,198 |
6.4.2 |
объектов водоснабжения |
2012- 2015 |
28,174 |
9,062 |
7,256 |
4,386 |
7,470 |
6.4.3 |
объектов водоотведения |
2012- 2015 |
36,184 |
9,128 |
8,808 |
8,208 |
10,040 |
6.4.4 |
объектов в сфере обращения с отходами производства и потребления (строительство (реконструкция) полигонов твердых бытовых отходов, мусороперерабатывающих заводов) |
2012- 2015 |
4,616 |
1,956 |
0,900 |
0,882 |
0,878 |
6.5 |
Установка дизельных электростанций, в том числе: |
2012- 2015 |
0,9 |
0,360 |
0,360 |
0,180 |
0,000 |
6.5.1 |
на объектах коммунальной инфраструктуры |
2012- 2015 |
0,540 |
0,180 |
0,180 |
0,180 |
0,000 |
6.5.2 |
на объектах здравоохранения |
2012- 2015 |
|
|
|
|
|
6.5.3 |
на объектах социальной защиты |
2012- 2015 |
|
|
|
|
|
6.5.4 |
на объектах образования |
2012- 2015 |
0,360 |
0,180 |
0,180 |
0,000 |
0,000 |
6.6 |
Подготовка объектов коммунальной инфраструктуры к осеннее-зимнему периоду |
2012- 2015 |
27,989 |
6,031 |
6,634 |
7,297 |
8,027 |
6.7 |
Создание нормативного запаса твердого топлива |
2012- 2015 |
2,14 |
0,461 |
0,507 |
0,558 |
0,614 |
|
Итого по программе |
|
129,605 |
36,41 |
33,113 |
27,855 |
32,227 |
Источники финансирования табл. Бюджет
|
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Всего |
Муниципальный бюджет |
17,119 |
15,036 |
12,105 |
13,99 |
58,25 |
Бюджет поселений |
19,291 |
18,077 |
15,750 |
18,237 |
71,355 |
Всего: |
36,41 |
33,113 |
27,855 |
32,227 |
129,605 |