БОРОДИН Николай Васильевич
Родился в 1918 году в селе Верхняя Хила. Через год осиротел. Бандиты атамана Семенова арестовали большевика Василия Бородина и замучили его до смерти в застенках.
Советская власть воспитала и выучила сына революционера, дала специальность. Работал электросварщиком в Шилкинском вагонном депо, слыл передовиком производства, активно участвовал в комсомольских делах. Была у парня заветная мечта - стать летчиком. В 1938 году его, как и других энтузиастов, зачислили в аэроклуб, который открыли в Шилке. А дальше по путевке комсомола поехал в военную школу пилотов.
Война застала летчика-истребителя в Приморье, где он служил. Николай рвался на фронт, но ему отказывали, напоминали, что и дальневосточные рубежи кому-то надо охранять. Только в апреле 1943 года полк, в котором служил Бородин, прибыл в Действующую армию на Кубань.
В то время гитлеровцев изгнали с Северного Кавказа. Но они продолжали упорно сопротивляться. На земле и в воздухе шли ожесточенные бои. Летчики по шесть-семь раз в день вылетали на боевые задания. К вечеру буквально валились с ног от усталости и нервного напряжения.
Первые боевые вылеты были для Николая большой школой. Он учился у старших товарищей тактике, хитрости, хладнокровию в схватке с врагами. Это и помогало ему успешно сражаться с коварным врагом.
Через два месяца на его груди засиял орден Отечественной войны первой степени. К этому времени он совершил 73 боевых вылета, провел 43 воздушных боя, в которых сбил восемь самолетов противника.
Вскоре Николай Бородин был назначен заместителем командира эскадрильи. Ему присвоили звание лейтенанта.
Бои шли день за днем, летчики усиливали натиск на фрицев, помогая наземным войскам громить врага. Подвигов было много. Вот краткие записи из дневника заместителя полка капитана Максима Томарева, в которых описываются подвиги летчиков, в том числе и Н.Бородина.
«10 сентября 1943 года. Досталось немчуре сегодня. Капитан Бастриков со своей группой разгромил при штурмовке два железнодорожных эшелона противника. Море огня было на станции Большой Токмак. Летчики Суслов, Щербаков, Слизень сбили по одному самолету... Но особенно отличились два Коли - Маркин и Бородин. Снайперы! В двух встречах с противником двух бомбардировщиков свалили...»
«29 октября 1943 года. Николай Бородин и Николай Заяц прикрывали наземные войска от бомбардировщиков противника. Все шло хорошо, враг не появлялся. Перед уходом на свою базу Бородин получил приказ сбить разведчика-корректировщика «фокке -вульф». Вскоре летчики увидели «раму», которую прикрывали четыре «мессершмита». Николай смело пошел в атаку. На глазах у нашей пехоты разведчик рухнул на землю, а «мессеры», после того, как лейтенант Заяц сбил одного из них, ретировались восвояси».
Боевая хронология продолжалась. 9 июля 1944 года Н.Бородин выполнил особо важное задание в составе четверки «ЯК-7». Истребители прошли над территорией Германии в глубоком тылу немцев - над городом Инстербург. Наши соколы показали населению мощь советской авиации, разоблачив ложь гитлеровского командования, заявившего об уничтожении русской авиации.
До Берлина дошел парень из Верхней Хилы. Сотни боевых вылетов совершил он, лично сбил 27 самолетов противника, много уничтожил боевой силы и техники врага. За исключительную храбрость, летное мастерство и успешное выполнение боевых заданий он был награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны первой степени, орденом Александра Невского и многими медалями.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Николаю Васильевичу Бородину присвоено звание Героя Советского Союза.
26 марта 1946 года командир эскадрильи, слушатель высших офицерских курсов, капитан Николай Бородин скончался от ран, полученных при автомобильной катастрофе.
Память о Герое жива. Его именем названа одна из улиц в Шилке, на территории школы № 2 установлен бюст, в вагонном депо обозначено памятное место, его имя носит ремонтно-комплектовочный цех.