Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943) — боевые действия советских войск по обороне города Сталинграда и разгрому крупной стратегической немецкой группировки в междуречье Дона и Волги в ходе Великой Отечественной войны.

Является крупнейшей сухопутной битвой в истории человечества, которая наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. Сражение включало в себя попытку вермахта захватить правобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние Красной Армии и вермахта в городе и контрнаступление Красной Армии (операция «Уран»), в результате которого 6-я армия и другие силы союзников нацистской Германии внутри и около города были окружены и частью уничтожены, а частью захвачены в плен.
Для Советского Союза, который также понёс большие потери в ходе сражения, победа в Сталинградской битве положила начало массовому изгнанию захватчиков с советской земли, за которым последовали освобождение оккупированных территорий Европы и окончательная победа над Третьим рейхом в 1945 году.
2 февраля является Днём воинской славы России — Днём разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 году.
По материалам сайта wikipedia.ru
                                                                      Посвящаем нашим землякам, защищавшим и освобождавшим Сталинград.

Рядовой Илья Блинников

«У него ранение в голову… По ночам еще во сне воюет: кричит, вскакивает, — поясняет жена Блинникова Полина Сергеевна. — Вот она война-то, когда аукается.
В саперных войсках служил Илья Елизарович. Боевое крещение Блинников принял под Сталинградом. Воевал на 3-м Украинском, 1-м и 2-м Белорусском фронтах с 1942 года. Осколок от разорвавшейся бомбы настиг его на Брянщине.
«Раскол черепа. Контузия», — рассказывает он. Врачи, видимо, полагали, что этот боец — не жилец. Но молодой организм, сибирская закалка победили старуху с косой.
— Победу над Германией я встречал в Белоруссии. Вот тогда и угощали нас местные жители квасом да редькой. В госпиталях провалялся до 1947-го, оттуда и комиссовали, дали инвалидность.
И.Е.Блинников был награжден медалями «За победу над Германией» и орденом Отечественной войны 2-й степени».
(Инна ЦУРИК, 
«ШП» № 25 от 28.03.2000 г.)

Знай наших!

«Я встретился с тем самым башенным стрелком Зобниным, который громил фашистов в Сальских степях, на Северском Донце и под Сталинградом, на Орловском направлении и на Днепре. Иван Зобнин вспоминал:
— По склону широкой балки проходила линия обороны. Несколько дней противник вел атаку за атакой — то в лобовую с танками, то хитрыми маневрами на бронемашинах и мотоциклах. Ну и наши давали им прикурить. Помню, как бросились на врага из укрытий танки. Они давили артиллеристские батареи, пулеметные и минометные точки. В общем, мы выстояли.
Кто из участников Сталинградской битвы не знает Калач (Калач-на-Дону-прим.ред.)? Именно он тогда был свидетелем массированных атак танковых полчищ Манштейна, рвавшихся на выручку окруженной армии Паулюса.
— Кругом ровная, как стол, степь. Еще дремала темнота, когда мы узнали, что впереди нас немец сконцентрировал крепкий танковый кулак. Дождались рассвета и… — Иван жестикулирует, будто находится за броней. — И я слышу, как взревели моторы, заскрежетало железо, как навстречу нашим танкам двигались черные глыбы с крестами на бортах.
Иван продолжает:
— Лупили фрицев с 600 метров. Доставалось и нашим танкам. Но нас тогда беда миновала, а вот мы… Помню, один гитлеровский танк лениво клюнул носом в землю. Маневр, выстрел — и вот уже другой встал. Фашисты выскакивают из люка, но их бросает на землю пулеметная очередь. — Иван не сдерживает улыбки: — Хорошо съездили по зубам в том бою фрицам. Знай наших!
Как известно, в ноябре 1942 года залпы многих тысяч орудий и минометов, гвардейских «Катюш» возвестили о начале наступления Красной Армии под Сталинградом. Начался второй период Великой Отечественной войны, потом наступил коренной перелом в ходе всей Второй мировой. По масштабам битве на Волге, продолжавшейся более полугода, нет равных в истории.
— Уж это точно, сам могу подтвердить, — Иван отводит взгляд в сторону, молчит минуту, потом продолжает: — Вот говорят: Мамаев курган, завод «Красный Октябрь»… А я вижу — земля сплошь перепахана снарядами, исклевана пулями. За сутки те или иные объекты по нескольку раз переходили из одних рук в другие. Что придавало нам силы? Пожалуй, приказ Сталина: «За Волгой для нас земли нет». Мы его с честью исполнили.
Позже для Ивана Зобнина были не менее страшные сражения на Орловско-Курской дуге и на Днепре, где он получил сразу четыре ранения — два в ногу, в живот и позвоночник».

Такие и в огне не горят

«Первой передовой в Отечественную войну для Ивана Макарьевского оказался Сталинградский тракторный завод. Помнит он и бесконечные бомбежки, и яростные атаки танков и пехоты, помнит даже слова немецкой листовки: «Вы, русские, в кольце. Кто-то из вас будет в Волге, кто-то в Донце…» С удовольствием потирая ладони, Иван Алексеевич говорит: «Не сбылись планы фашистских генералов. Наоборот, мы их крепко поколотили».
Курско-Орловское сражение — еще одна страница в биографии солдата Макарьевского. В этот район боевых действий он прибыл уже механиком-водителем экипажа Т-34. Едва спустил с платформы танк, как поступил приказ подготовиться к бою. В первые же часы отбили три вражеские танковые атаки. Потом сами наступали и отступали. И хоть через некоторое время немец стал выдыхаться, все же надо отдать ему должное — дрался он с остервенением.
— Шутили мы, танкисты: «Помрем — так в железном гробу», — говорит Макарьевский. — Больше всего боялись подставить под выстрел бок — самое уязвимое место у «тридцатьчетверки». В Орле беда эта нас не миновала. Сначала снарядом гусеницу раскурочили, и танк закрутился на одном месте, а потом еще удар — и загорелся. Пришлось выпрыгивать. Слава Богу, никто из экипажа не пострадал. Вскоре мы пересели на другой Т-34. И снова — в бой».

Комсомолец-доброволец

«Участвовал Феофан Белозеров и в Сталинградской битве. В отличие от прежней лесистой местности приволжские степи заставили минометчиков поорудовать саперными лопатами, чтобы надежно спрятать машины. Но благодаря опыту, солдатской смекалке так зарывали технику в землю, что заметить ее даже на бреющем полете не представлялось возможным. Не случайно немцы негодовали: «Как же так, русские «Катюши» по нам бьют, а откуда — неизвестно».
Весну 43-го Белозеров встретил в Прибалтике. Здесь он со своим дивизионом превращал в груду металлолома, осколки бетона и кирпича некогда казалось бы неприступные укрепления северной группировки вражеских войск, уничтожал танки, пехоту противника. Позже давал прикурить оккупантам в Польше, на подступах к Одеру, бился за Берлин. Для кого-то майские дни 1945 года оказались последними в славной боевой биографии, но нашему герою, как и многим другим, довелось еще воевать с японцами. И тут забайкалец проявил мужество, стойкость. Было это при форсировании реки Уссури, взятии городов Гирин, Яньцзы, Харбин, за что ему Верховный Главнокомандующий объявил благодарность. Но лучше всего свидетельствуют о ратном боевом пути земляка орден Отечественной войны 2-й степени, медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией»».

От Калуги до Одера

«Шел март 42-го, когда Иван Петелин надел солдатскую гимнастерку и в составе взвода минометчиков впервые вступил в настоящую схватку с лютым врагом. Было это в районе Калуги.
Под Смоленском Иван Петелин со своими сослуживцами метко метал мины на головы стервятников, рушил их казалось бы неприступные укрепления, наносил ощутимый урон мотопехоте.
Сталинградская битва. Тот, кто в ней участвовал, никогда не забудет этот страшный период Великой Отечественной. Навсегда врезался он в память и моему герою. Иван вспоминает:
— Протопав пешим сотни верст, мы оказались в 15-20 километрах от Сталинграда. Не успели как следует сориентироваться в сложной обстановке, как поступает приказ: «Приготовиться к бою!» Началось такое, что словами не опишешь. Но я все же постараюсь. Представьте картину: асы Геринга сыплют на наши окопы сотни тонн смертоносного груза, не жалеет снарядов артиллерия фрицев, нагло прет в атаку пехота. Мы, естественно, поначалу опешили от такого сильного натиска, но, быстро придя в себя, обрушили на наступающих такой шквал огня со всех видов оружия, что скоро взяли инициативу в свои руки. И не упускали ее, давая тем самым возможность войскам генерала Родимцева с меньшими потерями переправиться через Волгу и прийти на помощь сражавшимся в самом городе.
— В одну из таких атак, — продолжает горький рассказ Иван, — а случилось это неподалеку от Сталинградского тракторного завода, вражеская пуля угодила мне в руку. То ли от удара, то ли от жгучей боли меня так крутануло, что я не удержался на ногах и мешком плюхнулся на землю. Вижу — ящерицей ползет в мою сторону санитар. Я ему во весь голос: «Не торопись, браток. Возможно, снайпер за тобой охотится». Он враз сообразил, что к чему, и юркнул в соседнюю балку. Я — ползком за ним. Все обошлось благополучно.
— Да, чуть не забыл, — лицо Ивана, будучи до этого серьезным, растаяло в улыбке. — Однажды на окраине Сталинграда мы взяли в плен немецкого офицера. Как и положено, разоружили его и отправили в тыл на допрос. Наши его отогрели, накормили, выведали все, что требовалось, и… отпустили. Нет, не из-за благородства, а чтобы он уговорил свою роту прекратить бессмысленное сопротивление и сдаться. Но то ли его там свои прикончили, то ли были другие причины, но он не вернулся. Да и ладно, все равно через несколько дней армия Паулюса подняла лапы кверху».
(Из книги Текучева В.Г. 
«Соль земли шилкинской». — Чита: Экспресс-издательство)

«И нет безымянных солдат…»

Газетчики недаром считаются летописцами истории. Каждый очерк, заметка, зарисовка о наших земляках, участниках Великой Отечественной, — документальное свидетельство ратного подвига народа, стремление сделать так, чтобы не было безымянных солдат. В информации, почерпнутой из публикаций в газете за прошлые годы, сегодня мы вновь называем поименно тех, кто внес свой вклад в Великую Победу.
Политрук роты автоматчиков Г.А. Карпов был ранен в одном из боев Сталинградской битвы. После госпиталя вновь вступил в строй, участвовал в сражениях на Курской дуге, освобождал Украину, Кавказ. Победу встретил в Иране. Его брат Иннокентий погиб в Сталинграде. Георгий Андреевич жил в Первомайском, имел награды: орден Отечественной войны 2-й степени, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Разведчик К.И.Золотухин из Верх-Хилы после нескольких ранений был переведен в пехоту. Участвовал в боях за Сталинград, за что награжден медалью «За оборону Сталинграда». От берегов Волги прошел с фронтовыми товарищами до германской столицы. Награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».
Односельчанин Золотухина А.В. Ватькин также бился за город на Волге, с боями дошел до Берлина. Удостоен ордена Красной Звезды, ордена Славы 3-й степени, медалей «За отвагу», «За победу над Германией».
Еще один участник Сталинградской битвы К.Д.Баранов проживал в Шилке. Артиллерист награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и орденом Славы 2-й степени, медалью «За отвагу». Победу встретил в Кенигсберге.
В пекле сражений за Сталинград побывал и В.М.Бородин, проживавший в Усть-Теленгуе. Василий Михайлович награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За отвагу», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны 1-й степени.
Не дожил до Победы, сложил голову в боях на Смоленщине в марте 1943 года один из освободителей Сталинграда снайпер Т.А.Номоконов из с.Номоконово. Его односельчанин и однофамилец И.Т.Номоконов бился с фашистами под Сталинградом и на Курской дуге, освобождал Ростов-на-Дону, брал Кировоград и Киев.
Наводчик минометов Вил Александрович Савин под Сталинградом воевал с сентября 1942 года, был награжден тремя медалями «За отвагу», за службу в разведке — орденом Красной Звезды и орденом Славы 3-й степени. 91-й год идет еще одному защитнику города-героя Борису Арсентьевичу Леонову, которого не пощадила вражеская пуля. Обладатель двух орденов — Славы третьей степени и Отечественной войны второй степени и множества медалей, получил ранение в позвоночник. В честь 70-летия разгрома фашистских войск под Сталинградом в 2013 году губернатор Волгоградской области прислал благодарственное письмо Б.А.Леонову.
В составе 321-й стрелковой дивизии, сформированной из призывников Читинской области, Бурятской и Якутской АССР, с 1942 года служил Г.Ф.Комогорцев. Дивизия, удостоенная звания Гвардейской, награжденная орденами Красного Знамени и Богдана Хмельницкого, прошла с боями от Сталинграда до Берлина. Связист Комогорцев был трижды ранен, за мужество и отвагу награжден орденом Славы 3-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За оборону Сталинграда».
Еще более тридцати шилкинцев участвовали в Сталинградской битве. Среди них Герой Советского Союза Николай Глазов, Василий Дубков, Георгий Замкин, Александр Петелин, Дмитрий Саватеев, Андрей Шаферов, Дмитрий Ишенин, Алексей Бронников, Илья Гусев и другие.

 

shilk-pravda.ru