В связи с ростом оптовых и розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо, вызвавшим увеличение обращений граждан и организаций, Забайкальское УФАС России считает необходимым проинформировать о сложившейся ситуации на рынках нефтепродуктов.
В настоящее время наблюдается рост биржевых и внебиржевых цен на оптовом рынке нефтепродуктов, что в свою очередь сказалось на сокращении разницы между закупочной и розничной ценой, и вследствие этого может привести к дальнейшему росту цены в розничном сегменте рынка.
Согласно мониторингам ФАС России и данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (ЗАО «СПбМТСБ») на территории России:
Биржевой сегмент (за период с 02 апреля 2015 г. по 26 июня 2015 г)
• рост цен на автомобильный бензин марки АИ-92 составил 19,44%;
• рост цен на автомобильный бензин марки АИ-95 составил 16,36%;
• снижение цен на дизельное топливо летнее составило 2,64%.
Внебиржевой сегмент (за период с 02 апреля по 17 июня 2015 года)
• рост цен на автомобильный бензин марки АИ-92 составил 9,14%;
• рост цен на автомобильный бензин марки АИ-95 составил 8,78%;
• снижение цен на дизельное топливо летнее составило 2,03%.
В связи с этим разницы между закупочными и розничными ценами в розничном сегменте за период со 02 апреля 2015 г. по 19 июня 2015 г:
• на автомобильный бензин марки АИ-92 сократилась с 6,3 руб./л. до 2,62 руб./л.;
• на автомобильный бензин марки АИ-95 сократилась с 7,44руб./л. до 3,93 руб./л.;
• дизельное топливо летнее не изменилась.
По мнению Федеральной антимонопольной службы, факторами, оказывающими влияние на формирование цен, являются:
1. увеличение сезонного спроса на нефтепродукты;
2. начавшейся период профилактики и плановых ремонтов российских НПЗ;
3. увеличение объема отгрузки (реализации) нефтепродуктов рядом крупных нефтяных компаний на экспорт;
4. снижение производства нефтепродуктов рядом крупных нефтяных компаний;
5. снижение объемов мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов ВИНКами в адрес независимых хозяйствующих субъектов;
6. нестабильная ситуация с объемами отгрузки нефтепродуктов, произведенных предприятиями Республики Беларусь, по межправительственному соглашению.
В целях недопущения негативного сценария развития сложившейся ситуации ФАС России предпринимает следующие меры антимонопольного реагирования:
1. в настоящее время проводится проверка обоснованности увеличения экспорта нефтепродуктов, а также сокращения производства нефтепродуктов нефтяными компаниями;
2. проводится проверка сокращения объемов мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов ВИНКами в адрес независимых хозяйствующих субъектов;
3. 09 июня 2015 года вынесено предупреждение ОАО «ЛУКОЙЛ» и его группе лиц о необходимости устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в навязывании контрагенту условий договора (поставки нефтепродуктов), невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные требования), а также экономически или технологически не обоснованном отказе либо уклонении от заключения договоров (поставки нефтепродуктов) с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара (пункты 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
4. ФАС России письмами от 18 июня 2015 г. № ЦА/30309-ПР/15 и от 19 июня 2015 г. № И А/3 0 7 02-ПР/15 в Аппарат Правительства Российской Федерации и Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичу представлена позиция о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов, прогнозах и предлагаемых мерах по недопущению ухудшения сложившейся ситуации, в том числе относительно значительного уменьшения объемов отгрузки (реализации) нефтепродуктов, произведенных предприятиями Республики Беларусь;
5. В рамках работы Биржевого комитета проводит на еженедельной основе совещания с представителями федеральных органов исполнительной власти, крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, инфраструктурных организаций (биржевые площадки), экспертных организаций и независимых участников рынка по текущей ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов;
6. проводится проверка обоснованности увеличения объемов закупок ВИНКами нефтепродуктов на биржевых торгах;
7. проводится плановая проверка деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» и его группы лиц;
8. готовится плановая проверка деятельности ОАО «НК «Роснефть» и его группы лиц.
По результатам мониторинга цен на нефтепродукты Федеральной антимонопольной службой России выявлено, что на протяжении нескольких последних лет разница между закупочной и розничной ценой в розничном сегменте рынка нефтепродуктов в течение года носит изменчивый характер. Так, например, в осенне-зимний период с октября 2014 г. по январь 2015 г. в среднем, разница между закупочной и розничной ценой на автомобильный бензин марки АИ-92 составила 8,2 руб./л., на автомобильный бензин марки АИ-95 составила 9,0 руб./л., на дизельное топливо составила 3,4 руб./л. Это позволяет в определенные периоды времени накапливать прибыль участниками розничного рынка нефтепродуктов, что является дополнительными факторами, влияющими на сдерживание роста цен в розничном сегменте рынка. На сегодняшний день, по мнению ФАС России, отсутствуют предпосылки для резкого роста цен на нефтепродукты.
В этой связи Управлением ФАС России по Забайкальскому краю направлены запросы оптовым и розничным продавцам нефтепродуктов на подведомственной территории. По итогам рассмотрения ответов хозяйствующих субъектов, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства будут приняты соответствующие меры антимонопольного реагирования.
Руководитель управления Федеральной антимонопольного службы по Забайкальскому краю Е.Н. Минашкин