МУНИЦИПАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Устойчивое развитие сельских территорий муниципального района «Шилкинский район» на 2014-2020 годы»  

г. Шилка

 

                                               

УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации муниципального района  «Шилкинский район»

  от  «05» апреля 2013 г. № 458

с внесением изменений 

от «29» августа 2013 года №1142, 

от «26» февраля 2015 года № 301,

от «03» июня 2015 года № 515,

от «18» сентября 2015 года № 687А, 

от «29» марта 2016 года № 131.

 

ПАСПОРТ

муниципальной программы 

«Устойчивое развитие сельских территорий муниципального района «Шилкинский район» на 2014-2020 годы»  

 

 

Наименование Программы

 

Муниципальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий муниципального района «Шилкинский район» на 2014 – 2020 годы» 

 

Реквизиты нормативного правового акта о разработке Программы

 

Распоряжение администрации муниципального района «Шилкинский район» от 25 декабря  2012 года № 341а

 

Заказчик Программы 

 

Администрация муниципального района «Шилкинский район»

 

 

 

Основной разработчик Программы

 

Комитет экономики администрации муниципального района «Шилкинский район»

 

Цели Программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи Программы

 

Основные цели Программы:

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;

формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

 

Основными задачами Программы являются:

удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; 

повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;

грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

 

 

 

 

Сроки  реализации Программы

 

Исполнители основных мероприятий

 

-

2014-2020 годы

 

 

Комитет экономики;

управление развития сельского хозяйства;

Управление образования;

Комитет культуры;

органы местного самоуправления сельских поселений

 

Основные мероприятия Программы

-

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры:

а) развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;

б) развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности;

в) развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;

г) развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;

д) развитие водоснабжения в сельской местности;

е) реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности;

грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;

 

Объемы и источники финансирования Программы по годам

-

общий объем финансирования Программы

со всех источников составляет 570,386 млн. рублей, 

в том числе по годам:

2014 год – 10,236 млн. руб.;

2015 год – 29,786 млн. руб.;

2016 год – 350,618 млн. руб.;

2017 год – 66,461 млн. руб.;

2018 год – 55,388 млн. руб.;

2019 год – 44,561 млн. руб.;

2020 год – 13,336 млн. руб.

за счет средств консолидированного бюджета муниципального района «Шилкинский район» – 48,072 млн. рублей, в том числе по годам:

2015 год – 11,613 млн. руб.;

2016 год – 15,347 млн. руб.;

2017 год – 10,33 млн.  руб.;

2018 год – 9,012 млн. руб.;

2019 год – 1,47 млн. руб.;

2020 год – 0,3 млн. руб.

 и внебюджетные источники

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

улучшение жилищных условий 124 сельских семей, в том числе 75 молодых семей и молодых специалистов;

сокращение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, на 0,158 тыс. человек;

расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики на 10 единиц;

увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 4,485 тыс.кв. метров;

улучшение доступа сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети таких учреждений на 0,2 тыс. мест;

повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности:

ввод в действие 0,04 тыс. км локальных                                                         водопроводов; 

комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в 1 населенном пункте, расположенном в сельской местности;

повышение гражданской активности и участия граждан, проживающих в сельской местности в реализации общественно значимых проектов путем поддержки 11 проектов местных инициатив.

 

 

 

 

1.Характеристика проблемы

Сельские поселения составляют преобладающую часть территории Шилкинского района, на которой проживает треть всего населения района. Сельские территории  обладают природным, демографическим и историко-культурным потенциалом. Однако комплекс накопившихся проблем в социально-экономическом, экологическом и демографическом развитии села препятствует его переходу к динамичному устойчивому развитию. 

Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, отсутствии общественно  приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

         В настоящее время в результате неустойчивого развития сельскохозяйственного

производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера находится в кризисном состоянии. Увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные

изменения в образе жизни сельского населения.

Основная масса сельских населенных пунктов характеризуется бытовой неустроенностью. Низкая оплата труда, а также отсутствие рабочих мест при недостаточном уровне оказания социальных услуг, необеспеченность жильем создают для населения, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности.

Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В общеобразовательных учреждениях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, обучается более 1500 сельских учащихся.

Ухудшается и демографическая ситуация на селе. Естественная убыль

сельского населения за последние годы увеличилась, снижается продолжительность жизни. Преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям рыночных экономических преобразований отечественного производственного комплекса, пагубно отражаются на перспективах оздоровления сельской экономики.

Сельское развитие также сдерживается слабостью институтов гражданского общества и прежде всего местного самоуправления, низкой бюджетной обеспеченностью сельских муниципальных образований, отсутствием системы финансовой поддержки местных инициатив, низкой престижностью жизнедеятельности на селе.

На выход села из кризиса и переход его в фазу устойчивого развития

негативно влияют следующие факторы:

- узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села;

- в настоящее время производственный и социальный потенциал КФХ, ЛПХ и других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно. Владельцы КФХ, ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов, агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг,  недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами, не налажена эффективная  система сбыта продукции, дефицит информации о рыночной конъюнктуре, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции, недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам и др.

- ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и

неэффективность их использования;

- недостаточное кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий.

Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки на федеральном уровне. Этот метод позволяет взаимоувязать мероприятия Программы, исполнителей, сроки, объемы и источники финансирования, контроль за ходом реализации мероприятий Программы и ожидаемые результаты.

Показателем результативности использования программно-целевого подхода являются позитивные изменения в решении вопросов улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в ходе реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858. В Шилкинском районе по итогам реализации программы с 2006 по 2012 год включительно жилищные условия улучшили 129 граждан, в том числе 76 молодых семей и молодых специалистов. На реализацию программных мероприятий из федерального и краевого бюджета выделено 43,71 млн. рублей. 

Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации Программы «Социального развития села до 2013 года», проведение программных мероприятий оказалась недостаточным. На сегодняшний день  в списках на участие в программе стоят 82 участников, в том числе 38 молодых семей и молодых специалистов, желающих улучшить жилищные условия в сельской местности на территории Шилкинского района. 

Без дальнейшего использования программно-целевого метода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится, что ставит по угрозу выполнение стратегических задач социально-экономического развития. 

Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задачи по устойчивому развитию сельских территорий подкреплена:

взаимосвязью целевых установок устойчивого развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;

долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению;

высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующим привлечения  средств государственной поддержки.

В связи с этим, устойчивое развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений комплексной программы «Социально-экономического развития муниципального района «Шилкинский район».

 

 

2. Цели и задачи, основные целевые показатели Программы

Целями Программы являются:

- создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими поселениями их производственных и социальных функций;

- повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения.

Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:

- диверсификация сельской экономики, расширение сфер занятости и источников формирования доходов сельского населения;

- улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение доступным жильем молодых семей, молодых специалистов на селе, в том числе комплексная компактная застройка;

- улучшение качества услуг образования, здравоохранения, культуры, спорта, в том числе путем реконструкции, строительства новых объектов социальной и инженерной инфраструктуры на селе.

- стимулирование инициатив сельских жителей в области развития сельских территорий;

- формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни, повышение общественной оценки сельскохозяйственного труда.

 

3. Мероприятия Программы

В состав Программы  включены следующие мероприятия:

1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

2. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры:

а) развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;

б) развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности;

в) развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;

г) развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;

д) развитие водоснабжения в сельской местности;

е) реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности.

3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

Целями мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.

Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:

предоставления социальных выплат за счет средств бюджетов всех уровней на строительство и приобретение жилья в сельской местности;

софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа;

использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала;

увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.

На реализацию указанного мероприятия за счет всех источников финансирования предусматривается выделение до 2020 года 114,034 млн. рублей, в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов 75,798 млн. рублей. Из общего объема за счет средств консолидированного бюджета Шилкинского района предусматривается выделение 7,047 млн. рублей, в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов – 5,482 млн. рублей. 

Распределение объемов финансирования мероприятия по источникам финансирования по годам реализации Программы представлено в приложении № 2 к Программе и в разрезе населенных пунктов представлено в приложении № 3.

За период реализации Программы предусматривается ввести (приобрести) 6,744 тыс.кв. метров общей площади жилых помещений в сельской местности, в том числе 4,21 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов.

Целевые индикаторы реализации мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, представлены по годам реализации Программы в приложении № 1 к Программе.

Реализация мероприятий по комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры осуществляется по двум направлениям:

а) обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры с учетом комплексного (проектного) подхода

В рамках данного направления предусматривается оказание государственной поддержки на развитие сети следующих объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности:

общеобразовательные учреждения;

фельдшерско-акушерские пункты и (или) офисы врачей общей практики;

плоскостные спортивные сооружения;

учреждения культурно-досугового типа;

локальные водопроводы.

Из общего объема финансирования до 2020 года предусматривается использовать на развитие в сельской местности:

общеобразовательных учреждений – 231,0 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета муниципального района «Шилкинский район» – 2,1 млн.рублей, средств;

фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики – 30,2 млн. рублей.  

плоскостных спортивных сооружений – 26,674 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета муниципального района «Шилкинский район» - 0,225 млн. рублей;

учреждений культурно-досугового типа – 13 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета поселений Шилкинского района – 0,204 млн. рублей;

локальных водопроводов – 73,85 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета поселений Шилкинского района – 1,932 млн. рублей.

Распределение объемов финансирования мероприятий по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении №  2,3 к Программе.

За период реализации Программы предусматривается сократить количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, на 0,158 тыс. мест, ввести 10 единиц фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики, 4,485 тыс.кв.м. плоскостных спортивных учреждений, 0,2 тыс. мест учреждений культурно-досугового типа, 0,04 тыс. км. локальных водопроводов. 

Целевые индикаторы реализации мероприятий представлены по годам реализации Программы в приложении № 1 к Программе.

б) реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности 

На реализацию указанного  мероприятия предусматривается выделение за счет всех источников финансирования 75 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета поселений Шилкинского района – 7,5 млн. руб.  

Распределение объемов финансирования мероприятия по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении № 2,3 к Программе.

Целевые индикаторы мероприятия  представлены в приложении № 1 к Программе.

Решение задачи по созданию условий для  устойчивого развития сельских территорий предполагает активизацию человеческого потенциала, проживающего на этих территориях, формирование установки на социальную активность и мобильность сельского населения.

В этой связи целями реализации мероприятия по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, являются:

активизация участия сельского населения в решении вопросов местного значения;

мобилизация собственных материальных, трудовых и финансовых ресурсов граждан, их объединений, общественных организаций, предпринимательского сообщества, муниципальных образований на цели местного развития;

формирование и развитие в сельской местности институтов гражданского общества, способствующих созданию условий для устойчивого развития сельских территорий. 

Критериями участия в конкурсном отборе проектов местных инициатив являются:

востребованность – проект должен быть направлен на решение наиболее значимой проблемы сельского сообщества и отвечать интересам широкого круга его представителей;

достижимость – цели проекта должны быть потенциально достижимыми в рамках реализации проекта, а задачи - выполнимы;

локальность и краткосрочность – реализация проекта должна осуществляться в границах отдельно взятого сельского поселения в течение не более одного года;

малозатратность – реализация проекта не должна быть связана со значительными вложениями средств и должна быть увязана с максимальным размером гранта;

социальное партнерство – в реализации проекта должны принимать участие инициаторы проекта и другие заинтересованные группы населения, в том числе молодежь, проживающие в сельском поселении;

социальный эффект – реализация проекта должна обеспечивать улучшение социальной среды обитания в сельском поселении.

Приоритетными направлениями предоставления грантов является реализация проектов в области:

благоустройства сельских поселений (формирование единого архитектурно-планировочного решения сельского поселения с учетом историко-культурных традиций, создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок и др.);

экологической реабилитации сельских территорий (очистка озер, рек, лесных насаждений и др.);

сохранения и восстановления природных ландшафтов, историко-культурных памятников, храмов;

поддержки национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел, развития сельского туризма;

оздоровления социальной среды в сельской местности (борьба с алкоголизацией населения, наркоманией и правонарушениями, пропаганда здорового образа жизни);

нравственного и патриотического воспитания молодежи, проживающей в сельском поселении, организации досуга по интересам, в том числе для молодых семей;

проведения смотров-конкурсов коллективов народного творчества, художественной самодеятельности, центров досуга и детского творчества.

          На реализацию указанного мероприятия в рамках Программы предусматривается направить 6,627 млн. рублей. 

Распределение объемов финансирования мероприятия по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении № 2 к Программе.

В результате реализации мероприятия по грантовой поддержке местных инициатив прогнозируется осуществление 11 проектов. Распределение количества реализованных проектов по годам  реализации Программы представлено в приложении №  1 к Программе.

 

4. Ресурсное обеспечение Программы

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и консолидированных бюджетов муниципального района» Шилкинский район» и внебюджетных источников.

        Общий объем финансирования Программы составляет 570,386 млн. рублей, 

в том числе по годам:

2014 год – 10,236 млн. руб.;

2015 год – 29,786 млн. руб.;

2016 год – 350,618 млн. руб.;

2017 год – 66,461 млн. руб.;

2018 год – 55,388 млн. руб.;

2019 год – 44,561 млн. руб.;

2020 год – 13,336 млн. руб.

за счет средств консолидированного бюджета муниципального района «Шилкинский район» – 48,072 млн. рублей, в том числе по годам:

2015 год – 11,613 млн. руб.;

2016 год – 15,347 млн. руб.;

2017 год – 10,33 млн.  руб.;

2018 год – 9,012 млн. руб.;

2019 год – 1,47 млн. руб.;

2020 год – 0,3 млн. руб.

 и внебюджетные источники

Объемы финансирования программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке. Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета муниципального района и утверждается Советом муниципального района о бюджете района на очередной финансовый год. 

Объемы финансирования Программы по источникам финансирования и направлениям расходования средств приведены в приложении № 2,3 к Программе.

Прогнозируемые в рамках Программы объемы софинансирования за счет указанных средств определены на основе анализа прогнозных показателей, представленных поселениями муниципального района. 

 

5. Система управления реализацией Программы  

 

Муниципальным заказчиком Программы является Администрация муниципального района «Шилкинский район».

Исполнители программы:

Комитет экономики;

Управление сельского хозяйства;

Управление образования;

Комитет культуры;

органы местного самоуправления сельских поселений.

Исполнители обеспечивают:

выполнение мероприятий Программы;

совершенствование нормативной правовой базы в сфере устойчивого развития сельских территорий;

формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы;

мониторинг реализации Программы;

подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации Программы в отчетном году.

Программные мероприятия реализуются в порядке и на условиях, утверждаемых нормативными правовыми актами администрации района, муниципальными нормативными правовыми актами. 

Для последовательной реализации программных мероприятий проводится их ежегодная корректировка с  рассмотрением итогов.

Координатором реализации программы является Комитет экономики, который ежеквартально совместно с исполнителями программы формирует отчет и информацию о реализации настоящей программы в установленном порядке.

 

6.Оценка эффективности реализации Программы

Использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельской местности будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы местных бюджетов и обеспечению роста сельской экономики в целом. 

Программа носит социально ориентированный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и содействие улучшению жилищных условий сельского населения. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности и наряду с другими государственными  мерами содействия улучшения демографической ситуации способствуют  увеличению продолжительности жизни и рождаемости в сельской местности.

Оценка эффективности реализации Программы будет рассчитываться посредством сопоставления предусмотренных Программой уровней целевых индикаторов и реально достигнутых результатов с возможностью последующей корректировки мероприятий Программы