ЖКХ: проблемы, неуверенность перспектив, надежды…



…Сегодня мы обсуждаем очень важную тему для большинства жителей не только Шилкинского района. Это развитие ЖКХ, его состояние и в каком направлении оно должно реформироваться в ближайшие годы.
Что касается нашего района, то вся инфраструктура ЖКХ передавалась на уровень сельских и городских поселений в середине 90-х годов. В то экономически не стабильное время все жилищно-коммунальное хозяйство легло на плечи муниципалитета без соответствующего финансирования. От сферы ЖКХ начали отказываться предприятия, которые её финансировали и содержали. Так в г. Шилке жилищно-коммунальное хозяйство обслуживалось Забайкальской железной дорогой, в п. Первомайском ТЭЦ была на балансе ОАО «ЗабГОК», в сельских населенных пунктах ЖКХ принадлежало колхозам и совхозам.
Все эти годы ЖКХ как отрасль развивалась очень слабо. Комплексного плана развития системы ЖКХ в нашем районе за последние 20 лет не было. Собственных средств на реконструкцию, модернизацию и внедрение новых технологий не хватало ни в бюджете района, ни в бюджете поселений, ни в бюджете муниципальных предприятий. За счет того, что еще в советское время при строительстве и производстве оборудования был заложен мощный запас прочности и при том, что оборудование морально устарело, оно продолжает работать, что противоречит законам науки и разума, наступает предельно критическая точка работы механизмов. Вот факт: в отопительном сезоне 2012-2013 года аварийные ситуации по МУП «ЖКХ г. Шилка» ежедневно происходили с 22 декабря по 1 апреля 2013 года. Таких условий работы не выдержит ни одно предприятие. Вследствие чего работа коммунальщиков вызывает массу нареканий и возмущений со стороны населения и потребителей.
Анализируя основные причины неэффективной работы МУПов ЖКХ в районе, приходим к выводу, что таковыми являются:
- износ оборудования и механизмов (котельные и инженерные сети);
- большая энергоемкость производства;
- высокие тарифы на электроэнергию и топливо;
- высокая себестоимость коммунальных услуг;
- неэффективное управление и организация производственного процесса на предприятиях, вследствие чего низкая зарплата рабочих, огромная текучесть кадров, их слабая квалификация.
Серьезной проблемой текущего отопительного сезона стало снабжение предприятий ЖКХ и учреждений углем. Если в последние годы Правительство Забайкальского края выделяло угля нашему району на отопительный сезон на сумму от 20 до 40 млн. рублей через ООО «Коммунальник» (фактически выделялись товарные кредиты), то в этом году такой помощи не было. Отопительный сезон прошел очень сложно и был на грани срыва. Фактически, чтобы муниципальные предприятия могли вовремя оплачивать поставку угля, все потребители должны производить оплату за коммунальные услуги до 10 числа каждого месяца. Но это практически невозможно при существующих межбюджетных отношениях. Пример нашего района: мы можем оплачивать по 5-6 млн. рублей в месяц в зимний период из возможностей своего бюджета, а предъявление по зимним месяцам за коммунальные услуги и электроснабжение составляет 10 млн. рублей в месяц. В связи с этим создается задолженность бюджетных учреждений по услугам, которую мы погашаем только к середине лета.
Но говорить о том, что в этой отрасли в районе ничего не делалось в последние годы тоже нельзя. При краевой поддержке по программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры муниципального района «Шилкинский район» 2012-2015 гг.» в район поступило денежных средств:
- на подготовку к осенне-зимнему периоду 2010-2011 гг. 12039 тыс. рублей;
- на подготовку к осенне-зимнему периоду 2011-2012 гг. 16898,7 тыс. рублей;
- на подготовку к осенне-зимнему 2012- 2013 гг. 27143,5 тыс. рублей.
В 2012 году была выделена субсидия из краевого бюджета в размере 59150,65 руб. на создание резервного запаса угля и компенсацию в разнице стоимости топлива, но фактически денежные средства ушли на погашение долгов предыдущего отопительного периода.
Благодаря краевой финансовой подпитке район с 2010 г. закупил и установил 24 новых котла, отремонтировал 7,64 км тепловых сетей, 1,75 км водопроводов, 1 км канализационных труб.
За последние три года на бюджетные средства района и поселений приобретены и смонтированы по одному котлу в Шилкинской № 2, Галкинской, Богомягковской, Новоберезовской и Номоконовской школах, в последней отремонтирована и водокачка. В детсаде «Ласточка» (г.Шилка) заменена система отопления и пробурена артезианская скважина, заменена система отопления в Мирсановской школе, в управлении образования создан резервный фонд оборудования. На эти и некоторые другие работы потрачено 3 млн. 363 тыс. руб. Положительно можно отметить работу в сфере ЖКХ в сельских поселениях «Размахнинское», «Мирсановское», где были проведены большие объемы ремонтных работ и грамотно защищены тарифы. Это сказывается на стабильную и качественную работу предприятий ЖКХ. Но остаются три муниципальных поселения, где проблемы ЖКХ стоят очень остро. Это, прежде всего, городское поселение «Шилкинское», где на балансе находятся 13 котельных, из них попадают под закрытие пять котельных, обслуживающих около 70% потребителей жилищно-коммунальных услуг, в случае ввода единой котельной, которую мы не можем достроить уже восьмой год.
Второй болевой вопрос – это городское поселение «Первомайское», где  фактически работа ТЭЦ была основана только на обслуживании населения и социальных сетей поселка, а главный потребитель - ОАО «ЗабГОК», для которого необходима эксплуатация станции, простаивает с 1996 года, вследствие чего ТЭЦ несет убытки в размере 11,5 млн. рублей ежемесячно. Фактически теплоэлектроцентраль работает благодаря поддержке правительства Забайкальского края: ежегодно выделяется порядка 90 млн. рублей для закупки угля. В ближайшее время нам необходимо принять решение о будущем ТЭЦ, учитывая интересы ЗабГОКа, или переводе её в разряд котельной.
Еще одним сложным поселением в районе остается «Ононское», так как до сих пор не решен вопрос о передаче имущества (котельной и инженерных сетей) на муниципальный уровень.
Неоднократные обращения в течение двух последних лет в правительство Забайкальского края, в Российскую академию с/х наук, являющуюся собственником имущества, Главному федеральному инспектору по Забайкальскому краю, в краевую и районную прокуратуру не принесли положительных результатов в разрешении этой проблемы.
Данный вопрос дестабилизирует общую обстановку в поселении, так как котельная и теплотрассы сильно изношены и требуют серьезных финансовых вложений. Собственных средств у поселения и района на ремонт нет, а привлечь краевые средства мы не можем по причине отсутствия права муниципальной собственности на объекты
Если мы не решим в ближайшее время вопрос о передаче в муниципальную собственность госимущества, район вынужден будет строить автономную систему отопления для своих муниципальных учреждений.
Для того чтобы у присутствующих на данном заседании правительства края сложилось мнение о масштабах проблем Шилкинского района в сфере ЖКХ, приведу несколько цифровых показателей. Например, потребность в топливе предприятий ЖКХ на выработку тепловой энергии на 2013 год. Его нам необходимо 39508 тонн, в денежном выражении это астрономическая для района сумма – 52444 тыс. руб.
Потребность в топливе на выработку тепловой энергии по бюджетным учреждениям муниципального района составляет 5926 тонн, или 7805 тыс. руб.
Потребность в топливе на выработку тепловой энергии по администрациям сельских поселений района составляет 680 т на сумму 1360 тыс. руб.
Потребность в топливе на выработку тепловой и электрической энергии ООО «Первомайская ТЭЦ» на текущий год составит 127415 т угля и 166 т мазута (134 млн. руб.).
Суммируя цифры, подсчитываем, что для бесперебойной работы всех предприятий ЖКХ Шилкинского района необходимо: 173529 тонн угля, в том числе: 127415 тонн для Первомайской ТЭЦ и 46114 тонн для предприятий ЖКХ, учреждений и сельских администраций.
Стоимость Гкал по поселениям разная, в целом по району она составляет 2530,61 руб. с учетом населения и прочих потребителей.
Стоимость Гкал по поселениям зависит от количества потребителей (чем их больше, тем дешевле) и количества многоэтажных домов (чем выше дом, тем ниже норматив потребления теплоэнергии и соответственно ниже тариф на 1 кв.м). То есть проблема существует и её нужно системно разрешать в ближайшие годы.
В данном контексте важно рассмотреть причины убыточности финансово-хозяйственной деятельности МУП «ЖКХ г.Шилка». Так ежегодное формирование тарифов на коммунальные услуги осуществляется на основании установленных федеральным законодательством ограничений роста тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги , что не  позволяет предприятию осуществлять свои расчёты с потребителями по экономически обоснованным тарифам.
Несмотря на принятые предприятием мероприятий по снижению затрат в 2012 г. (экономия  топлива 921 тонна, заработной платы с социальными отчислениями -2486 тыс.руб., материалов на 411 тыс.руб. и накладных расходов на 343 тыс.руб.) проблему финансового оздоровления они не разрешили, больше того, убытки прогрессируют из года в год. В 2008 г. они составили 1639 тыс. руб., в 2009-м – 2101 тыс. руб., в 2010-м – 4638 тыс. руб., в 2011-м – 9193 тыс. руб., а в прошлом – 12033 тыс. руб.
Основную долю убытков предприятию приносит теплоснабжение. В связи с большим износом тепловых сетей и оборудования, низким КПД котлов, невозможностью подбора высококвалифицированного персонала работников, связанный с невысоким уровнем заработной платы и тяжёлыми условиями труда на котельных, предприятие не в состоянии производить заложенные при расчёте тарифов объёмы тепловой энергии. Так за 2012 г. из-за некачественного предоставления услуг было списано 1656 Гкал тепловой энергии. Исходя из среднеотпускного тарифа, сумма недобора доходов составила 2098 тыс. руб.
Очень остро стоит вопрос по водоснабжению во всех поселениях района. За последние несколько лет была пробурена только одна артезианская скважина в п. Первомайском, водоснабжение поселка оставляет желать лучшего, износ сетей водоснабжения достигает 85-90 процентов. Средств на ремонт сетей не то что не хватает - их практически нет. В поселке 24 колонки кольцевого водопровода и все они требуют капитального ремонта.
Водозаборных скважин 30, из них 19 - рабочие, а 11 законсервированы, требуют ремонта.
В г.Шилке центральный водовод уже десятилетия капитально не ремонтировался, проводился только аварийный ремонт, износ сетей достигает 80-90%. В 2013 году обязательно нужно провести замену водовода в полном объеме, дабы не усугублять критическую ситуацию. Авария зимой на центральном водоводе может повлечь катастрофические последствия для жизнедеятельности населения и предприятий.
Мы предлагаем на краевом уровне разработать программу модернизации и реформирования ЖКХ, которая вошла бы в социально-экономический план развития каждого района на перспективу, с разбивкой по поселениям на ближайшие 10-20 лет. Нужны конкретные решения по отдельным сельским поселениям, которые, к сожалению, уже сейчас не могут существовать и исполнять свои полномочия по Федеральному закону № 131.