Одним из способов защиты нарушенных прав граждан является обращение в прокуратуру. Прокуратура - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Порядок рассмотрения обращений в органах прокуратуры Российской Федерации регламентирован Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45 (далее - Инструкция). Данная Инструкция разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными нормативными актами.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Поводом для обращения граждан в прокуратуру может стать любое нарушение закона, независимо от того, кто его нарушил.

Обращение в прокуратуру возможно не только в случае ущемления ваших прав, но и при ущемлении прав других лиц, интересов государства и общества. Кроме того, обращение в прокуратуру может быть направлено по вашей просьбе общественной организацией или трудовым коллективом.

Обращение в прокуратуру может быть как устным, так и письменным.

Заявление, жалобу или обращение можно представить в прокуратуру на личном приеме, по почте, факсимильной связи и через Интернет-приемную на сайте Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры (http://abp-proc.ru)

Строго установленной формы письменного обращения в прокуратуру нет.

Заявление в прокуратуру может быть составлено в произвольной форме. Но в обязательном порядке обращение должно содержать:

- фамилию, имя, отчество гражданина;

- почтовый адрес либо адрес электронной почты;

- наименование органа, в который направляется обращение, либо ФИО должностного лица;

- изложение существа вопроса.

При изложении существа обращения необходимо указать какие права и свободы гражданина нарушены, когда, где, при каких обстоятельствах произошло событие, обжаловались ранее, если да, то кому, куда, какой ответ получен, какие точно вопросы нуждаются в проверке. Кроме того, рекомендуется приобщать имеющиеся по этим вопросам документы или их копии, а также полученные ответы на аналогичные обращения из других органов.

Обращения не подлежат разрешению, если содержание обращения свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры; если текст не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы; в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи.

При принятии обращения к производству прокуратурой гражданина могут вызвать для дачи пояснений в целях объективности проведения проверки по обращению.

По результатам рассмотрения обращения может быть: - удовлетворено, т.е. приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов граждан или отменено решение нижестоящего прокурора; отклонено, т.е. изложенные требования признаны необоснованными; разъяснено, т.е. разъяснены вопросы правового характера по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств; перенаправлено, если прокуратура при рассмотрении обращения посчитает, что оно может быть разрешено другими органами и учреждениями, то она должна направить его по принадлежности. При этом гражданина должны уведомить об этом в письменном виде и разъяснить, куда следует обратиться.

Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.

Обращение гражданина должно быть разрешено в срок не позднее 30 дней со дня его регистрации в органах прокуратуры, а если оно не требует дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

В случае проведения дополнительной проверки и в других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных или иных лиц продлевается прокурором либо его заместителем не более чем на 30 дней.

Обращение будет считаться разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, даны мотивированные (со ссылками на законы) и понятные вам ответы на все вопросы, приняты необходимые меры, и вам отправлен письменный ответ.

По окончании проверки по обращению гражданин имеет право обратиться к соответствующему прокурору или должностному лицу прокуратуры с просьбой дать вам возможность изучить документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы. При отказе в удовлетворении просьбы об ознакомлении с документами или материалами гражданину должны дать аргументированное письменное разъяснение.

Если по обращению приняты меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а при необходимости о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах их рассмотрения.

Если гражданин не согласен с решением прокуратуры, то обжаловать его нужно вышестоящему прокурору или в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ. Решение прокурора, с которым гражданин не согласен, не лишает его права обратиться за защитой своих прав в суд.

Следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 21 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Порядок обращения в органы контроля (надзора) регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Обращение в органы контроля (надзора) оформляется аналогично обращению в органы прокуратуры.

Каждый органы контроля (надзора) рассматривает обращения по вопросам, входящим в его компетенцию.

Например, Министерство природных ресурсов Забайкальского края рассматривает обращения по вопросам нарушения законодательства о рациональном использовании и охраны недр, водных объектов, лесного фонда, атмосферного воздуха, объектов животного мира и среды их обитания предприятиями, учреждениями и организациями, подлежащими региональному государственному контролю, Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора рассматривает обращения по вопросам аналогичных нарушений предприятия, учреждениями и организациями, подлежащими федеральному государственному надзору. Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства и его территориальные отделы рассматривают обращения на нарушения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, на нарушения законодательства при ведении хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов.

В случае несогласия с результатами рассмотрения обращений в органах контроля (надзора) заявитель вправе обжаловать их прокурору или в суд.

Адрес Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры – г. Чита, ул. Полины Осипенко, д. 1

телефон 8 3022 23-85-11

Амурская бассейновая природоохранная прокуратура

Читинская межрайонная природоохранная прокуратура

___________________________________

Г. Чита

2020

Атмосферный воздух является одним из основных компонентов окружающей среды, состояние которого влияет как на состояние здоровья граждан, так и экосистему региона в целом. Поэтому соблюдать чистоту атмосферы обязаны все хозяйствующие субъекты, без исключения.

Нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха относятся к категории неочевидных, по сравнению с размещением отходов либо лесными пожарами.

Законодательство.

Перечень основных законов в сфере охраны атмосферного воздуха состоит из 13 пунктов, однако поскольку большинство предприятий относится к субъектам малого и среднего бизнеса и не имеют в штате специалистов в сфере экологии, зачастую для подготовки необходимой документации в данной сфере, они прибегают к помощи различных аккредитованных организаций, занимающихся разработкой и подготовкой документов.

Мы отразим наиболее важные, на наш взгляд, нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

  • Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Осуществление государственной политики в сфере охраны атмосферного воздуха строится на основании принципа обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Основные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Существует два типа источников:

  • стационарные;
  • передвижные.

При этом подстационарными источниками выбросовзагрязняющих веществ понимаются объекты, неразрывно связанные с землей и выделяющие вещества, которые оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

К ним можно отнести котельные установки, производственное оборудование, места складирования отходов и различных материалов и иные объекты.

Кпередвижным источникамможно отнести все транспортные средства, которыми владеет организация, а именно: автомобили, иные средства передвижения, двигатели которых работают на топливе.

Для чего нужен проект предельно допустимых выбросов?

Проект ПДВ нужен, в первую очередь, для того, чтобы установить состав загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, их количество.

Способов установления состава загрязняющих веществ два – расчётный (согласно установленным вметодике нормативам)или натурный (проведение исследований). Подготовленный проект ПДВ должен полностьюотражать характеристики выбросов, их принадлежность к участкам, качественныйиколичественныйсостав и другиепараметры.

На кого возложена обязанность разрабатывать проект ПДВ

Проекты предельно-допустимых выбросов разрабатываются предприятиями и организациями, индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относящиеся к I и II категории (при проведении оценки воздействия на окружающую среду).

Исключение составляют объекты III категории, в составе выбросов которых содержатся радиоактивные, высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности).

Экспертиза проекта ПДВ.

Проект предельно допустимых выбросовдолжен пройти процедуру согласования в территориальных органах Роспотребнадзора и получить санитарно-эпидемиологическое заключение.

Обязанность осуществлять контроль за составом выбросов

Все предприятия, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять контроль за составом выбросов. Периодичность контроля устанавливается планом-графиком, который разрабатывается в составе проекта предельно-допустимых выбросов.

Не допускается превышение предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Также запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

За осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения предусмотрена административная ответственность пост. 8.21. «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» Кодекса РФ об административных правонарушениях. Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа либо приостановления деятельности на срок до90 суток, а также по ст. 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, санкция которой достигает 100 тысяч рублей.

Читинский межрайонный

природоохранный прокурор Е.В. Александрова