Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проведенной проверки выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Промышленная компания «Кварц».
В нарушение требований федерального законодательства предприятием велись работы по добыче россыпного золота на землях лесного фонда Читинского района Забайкальского края без правоустанавливающих документов. В ходе выездной проверки зафиксирован факты незаконной рубки лесных насаждений, наличия отвалов с грунтом, котлованов, отстойников с загрязненной водой, полностью снят верхний растительный (гумусовый) слой почвы.
В результате деятельности недропользователем нанесен ущерб лесному фонду в размере 51 988 245,3 рублей.
Природоохранный прокурор направил в суд исковое заявление о понуждении ООО «ПК «Кварц» возместить в бюджет муниципального района «Читинский район» Забайкальского края причиненный лесному фонду ущерб. Решением Читинского районного суда Забайкальского края требования прокурора удовлетворены.
В настоящее время решение суда исполнено, предприятием возмещен ущерб в полном объеме.
Читинский межрайонный
природоохранный прокурор Е.В. Александрова
Постановлением Правительства РФ от 31,07.2019 No 988 создана территория опережающего социально-экономического развития «Забайкалье», в которую вошли территории 25 муниципальных районов и 2 городских округов Забайкальского края.
Статьей 1 Федерального закона от 26.12.2008 No 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон No 294-ФЗ) установлено, что особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях опережающего социально-экономического развития устанавливаются Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
Статьей 24 Федерального закона от 29.12.2014 No 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон No 473-ФЗ) установлены особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории опережающего социально-экономического развития.
Так, плановые проверки в рамках осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проводятся органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в виде совместных проверок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Ежегодные планы проведения плановых проверок подлежат согласованию с уполномоченным федеральным органом. Представитель уполномоченного федерального органа и (или) управляющей компании вправе присутствовать при проведении плановых проверок.
Внеплановые проверки проводятся по согласованию с уполномоченным федеральным органом (на территории Дальневосточного федерльного округа это Минвостокразвития России) в установленном им порядке. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней.
Установлены также особые сроки проведения плановых, внеплановых проверок, продления сроков проверок, выдачи предписаний и проведения внеплановых проверок исполнения предписаний, выданных по результатам плановых проверок.
Таким образом, государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль на указанных территориях в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития осуществляется с особенностями, установленными Федеральным законом No 473-ФЗ.
Читинский межрайоный природоохранный прокурор Е.В. Александрова
Читинская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения законодательства о животном мире.
Установлено, что на территории четырех муниципальных районов Забайкальского края находятся воздушные линии электропередач.
В нарушение требований законодательства линии, используемые для обеспечения электроснабжения объектов связи, не оборудованы птицезащитными устройствами.
Читинский, Карымский, Шилкинский и Балейский муниципальные районы являются средой обитания, а также путями миграции птиц, занесенных в красные книги Российской Федерации и Забайкальского края. При проверке установлены факты гибели 4 особей соколов балобанов. Этот вид находится под критической угрозой исчезновения.
Решением Куйбышевского районного суда г. Санкт-Петербурга удовлетворены требования прокурора о возложении на ПАО «Ростелеком» обязанности оборудовать опоры воздушных линий электропередач птицезащитными устройствами.
958 опор воздушных линий электропередач оборудованы птицезащитными устройствами.
Помощник прокурора С.О. Заемский
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
Читинская межрайонная природоохранная прокуратура
РАЗЪЯСНЕНИЕ
для лиц, осуществляющих организацию деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края
Законом Забайкальского края от 01.07.2009 № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» (Закон края) определен порядок организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины (Пункт) и установлены правила приема и учета древесины.
Древесина - лесоматериалы круглые, пиломатериалы, столярные, плотницкие строительные конструкции и детали из дерева.
Пункт - специальное место, где юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (субъект предпринимательства) осуществляется деятельность по:
- приобретению древесины и ее последующей отгрузке и (или) реализации в переработанном или непереработанном виде;
- предоставлению хотя бы одной услуги из следующих видов услуг: хранение древесины, переработка древесины, отгрузка древесины;
- хранению и последующей отгрузке и (или) реализации в переработанном или непереработанном виде самостоятельно заготовленной древесины.
Требования к организации деятельности Пунктов
Пункты подлежат обязательной постановке на учет Министерством природных ресурсов Забайкальского края (Министерство). Субъекты предпринимательства обязаны представить в Министерство документы для постановки Пункта на учет в соответствии с порядком, утвержденным Министерством.
Документами учета древесины являются:
1) приемо-сдаточные акты;
2) акты приема самостоятельно заготовленной древесины;
3) книга учета приемо-сдаточных актов;
4) книга учета актов приема самостоятельно заготовленной древесины;
5) журнал регистрации отгружаемой древесины.
Субъекты предпринимательства, осуществляющие прием древесины, на каждом Пункте в доступном для обозрения месте обязаны обеспечить наличие следующей информации:
1) наименование юридического лица, номер контактного телефона или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номер контактного телефона;
2) соответствующий документ (приказ, распоряжение) руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя о назначении лица, ответственного за прием и учет принимаемой, перерабатываемой и отгружаемой древесины.
На Пункте должна находиться и по требованию контролирующих и правоохранительных органов предъявляться следующая документация:
1) документы о постановке его на учет Министерством;
2) книга учета приемо-сдаточных актов (книга учета актов приема самостоятельно заготовленной древесины (СЗД);
3) журнал регистрации отгружаемой древесины;
4) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием и отгрузку древесины;
5) копия правоустанавливающего документа, на основании которого субъектом предпринимательства специальное место используется для осуществления видов деятельности, перечисленных в п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона края.
На Пункте составляется ежемесячный отчет о принятой, переработанной, отгруженной и (или) реализованной древесине по форме согласно приложению 1 к Закону края. Ежемесячный отчет о принятой, переработанной, отгруженной и (или) реализованной древесине (Отчет) представляется в Министерство не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Порядок приема и учета принятой древесины
Прием древесины проводится партиями с указанием объема, породы и категории крупности принимаемой древесины. Прием древесины осуществляется при предъявлении лицом, сдающим древесину, следующих документов:
1) документа, удостоверяющего личность;
2) товарно-транспортной накладной.
При сдаче древесины, заготовленной в соответствии с договором аренды лесного участка, помимо документов, указанных в ч. 2 ст. 3 Закона края, необходимо предъявить копии следующих документов:
1) договор аренды лесного участка;
2) лесная декларация;
3) акт осмотра мест рубок (в случае если договором аренды лесного участка предусматривается вывозка заготовленной древесины после осмотра мест рубок).
При сдаче древесины, заготовленной в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений, помимо документов, указанных в ч. 2 ст. 3 Закона края, необходимо предъявить копии следующих документов:
1) договор купли-продажи лесных насаждений;
2) акт осмотра мест рубок (в случае если договором купли-продажи лесных насаждений предусматривается вывозка заготовленной древесины после осмотра мест рубок).
При сдаче древесины, заготовленной в соответствии с государственными контрактами на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, помимо документов, указанных в ч. 2 ст. 3 Закона края, необходимо предъявить копии следующих документов:
1) государственный контракт;
2) акт передачи лесных насаждений;
3) акт осмотра мест рубок (в случае если актом передачи лесных насаждений предусматривается вывозка заготовленной древесины после осмотра мест рубок).
В случае сдачи древесины лицом, не являющимся ее заготовителем, помимо документов, указанных в ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 3 Закона края, необходимо предъявить документы, подтверждающие право собственности на древесину, либо соответствующую доверенность от собственника древесины. В случае если владелец Пункта является одновременно и собственником сдаваемой древесины (лесозаготовителем), учет поступившей древесины осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Закона края. Учет принятой древесины ведется лицом, назначенным руководителем субъекта предпринимательства, осуществляющим прием древесины.
Прием древесины, за исключением случая, указанного в ч. 6" ст. 3 Закона края, осуществляется с обязательным составлением на каждую партию древесины приемо-сдаточного акта по форме согласно приложению 2 к Закону края. Приемо-сдаточный акт составляется в двух экземплярах (один - остается и хранится на Пункте, другой - передается сдатчику древесины и хранится у него не менее трех лет с даты передачи древесины на пункт).
Приемо-сдаточные акты должны иметь сквозную нумерацию. Копии приемо-сдаточных актов прилагаются к Отчету. В случае приема древесины, поступившей из других субъектов Российской Федерации, к копиям приемо-сдаточных актов прилагаются копии карантинных сертификатов. Приемо-сдаточные акты регистрируются в книге учета приемо-сдаточных актов по форме согласно приложению 3 к Закону края. Страницы книги учета приемо-сдаточных актов должны быть пронумерованы и прошнурованы.
Порядок приема и учета самостоятельно заготовленной древесины
Прием самостоятельно заготовленной древесины (СЗД) осуществляется с обязательным составлением актов по форме согласно приложению 5 к Закону края. Акты должны иметь сквозную нумерацию. Копии актов прилагаются к ежемесячному отчету о принятой, переработанной и отгруженной древесине и направляются в Министерство не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Акты составляются за отчетный месяц отдельно по каждому договору аренды лесного участка, договору купли-продажи лесных насаждений, государственному контракту, в соответствии с которыми заготовлена принимаемая древесина. Акты регистрируются в книге учета актов СЗД по форме согласно приложению 6 к Закону края. Страницы книги учета актов должны быть пронумерованы и прошнурованы.
Порядок учета отгружаемой древесины
Учет отгружаемой древесины ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим отгрузку древесины.
Каждая партия отгружаемой древесины должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгружаемой древесины по форме согласно приложению 4 к Закону края.
Страницы журнала регистрации отгружаемой древесины должны быть пронумерованы и прошнурованы. Запись заверяется подписями руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего отгрузку древесины, лица, ответственного за учет отгружаемой древесины, и печатью.
Журнал регистрации отгружаемой древесины должен храниться на Пункте в течение трех лет с даты внесения последней записи об отгрузке древесины.
Нарушение Закона края влечет за собой ответственность
в соответствии с федеральными законами
и законом Забайкальского края!
Предприятия имеющие источники выбросов (котельная, оборудование, оснащенное средством отвода газов из помещения посредством трубы и прочие) разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ с учетом степени опасности прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» неблагоприятные метеорологические условия (далее - НМУ) - метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержден Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.
Согласно которому указанные мероприятия должны быть разработаны для всех источников выбросов на объект негативного воздействия на окружающую среду I, II и III категорий.
Мероприятия по НМУ разрабатываются предприятиями и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В Забайкальском крае органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, является Министерство природных ресурсов Забайкальского края.
На территории Забайкальского края прогнозированием периодов наступления НМУ занимается Федеральное государственное бюджетное учреждение «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения окружающей среды» (далее - ФГБУ «Забайкальское УГМС»). В обязанности ФГБУ «Забайкальское УГМС» входит оповещение о наступления периода НМУ органов федеральной и исполнительной власти.
Предупреждения о наступлении неблагоприятных метеорологических условий, ФГБУ «Забайкальское УГМС» передает в Министерство природных ресурсов Забайкальского края, которое в течение 1 часа с момента поступления передает информацию органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края посредством факсимильной связи или электронной почты, далее органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края доводят предупреждение о наступлении НМУ до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые обязаны в периоды НМУ проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Помимо передачи информации о прогнозах НМУ в органы местного самоуправления, Министерство природных ресурсов Забайкальского края на официальном сайте (https://minprir.75.ru/deyatel-nost/ohrana-okruzhayuschey-sredy/ohrana-atmosfernogo-vozduha/opoveschenie-o-neblagopriyatnyh-meteousloviyah) размещается оповещения о наступлении НМУ.
Также, получение оповещений прогнозов о наступлении и завершении периода НМУ возможно на договорной основе от ФГБУ «Забайкальское УГМС».
Периоды НМУ делятся на три режима, в зависимости от режима (I, II и III) предприятия обязаны проводить конкретные мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, перечень которых установлен Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811.
При получении прогноза о НМУ предприятия I, II и III категорий негативного воздействия на окружающую среду обязаны действовать согласно разработанному плану мероприятий.
На предприятии должно быть назначено ответственное лицо за получение, фиксацию и дальнейшую передачу сотрудникам прогнозах о наступлении НМУ. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в течение пяти дней после прекращения НМУ направляют по почте, посредством факсимильной связи (тел./факс: 32-47-01) или на электронный адрес Минприроды Забайкальского края (
Нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха влечет административную ответственность, установленную ст. 8.1 и наказание в виде предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Помощник прокурора К.В.Логутенкова